Тема одиночества в одноименном стихотворении И. А. Бунина



1. Природная пустота.
2. Тайна грусти и тоски.
3. Звуковое наполнение.
В своей поэзии Бунин сумел сделать много прекрасного. Как ие быть ему благодарным?
В. Ф. Ходасевич
Лирическое наследие И. А. Бунина наполнено различными красками. Это природные зарисовки, раздумья поэта о деревне, описание различных чувств. По мнению А. Т. Твардовского, он умело прикасается к тончайшей ткани, способной отразить в произведении краски, запахи, звуки.

Поэт наполняет свои стихи особой мелодикой. Иногда их просто хочется петь. Они вспоминаются в

моменты грусти или печали, как например лирическая зарисовка “Одиночество”, написанная в 1903 году.
Такое чувство у поэта возникает неслучайно. Он как-то пишет об этом Н. Д. Телешову: “Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам… Как ни кинь, все тяжкое одиночество…”.

Душа И. А. Бунина наполнена этим чувством, поэтому он решает выложить его в стихотворные строчки, чтобы поделиться и, может быть, разделить это состояние с кем-нибудь еще-, например с нами.
Такое увядание в душе непременно связывается с осенью. У И. А. Бунина не мало стихотворений, в которых осень имеет свой прекрасный золотистый

наряд. Но в этом произведении природа согласуется с внутренним миром, который царит в душе лирического героя.

А там поселились дождик, ветер и мгла. Они словно пеленой закрывают те чувства, что скопились в душе поэта и не дают им выхода. Ведь если на улице не было хотя бы мглы, то дождик, возможно, дарил утешение, унося вместе с потоками воды все беды и печали.
Но в следующей строке появляется водное пространство, которое лирический герой называет пустыней. Мы не видим здесь ни птичек, ни листвы. Оно холодно и безжизненно.

Так создается очень мрачная картина, в которую мы погружаемся с первых же строк произведения.
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
А. Т. Твардовский писал о том, что И. А. Бунин предельно конкретен и точен в деталях и подробностях описаний. Мы понимаем, что это пространство, которое окружает лирического героя, пустое. В нем нет никого и ничего, кроме природных проявлений.

Однако лирический герой все равно указывает на то, что жизни в этом месте нет. Даже сады опустели до весны. В них мы не услышим пения птиц, поэтому они не смогут добавить в печальную картину своих звуков, которым всегда придавал большое значение И. А. Бунин.

Так перед нами предстает немая картина, полная тоски и разочарования.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
В этих строках слово “весна” повторяется два раза. Кажется, что лирический герой уверен, что именно это время года способно принести облегчение. Но раз за. окном осень, то до весны еще далеко.

И значит, мы не скоро увидим и услышим радостные нотки в речи лирического героя.
После такой природной композиции он сам появляется в повествовании. Поэтическое произведение позволяет говорить о внутренних душевных чувствах. Но использование местоимения “я” усиливает эффект.

И нам хочется присоединиться к герою, чтобы ему было не так одиноко на даче. Позднее в стихотворении появляется один друг – мольберт, которому лирический герой хотел бы излить свои чувства. Но в этой части комнаты темно, поэтому в произведении не говорится о том, что на мольберте что-нибудь будет нарисовано.

Тогда к лирическому герою проникает новый посетитель – ветерок. Но и он не способен развеять печаль. Наоборот, кажется, что ветерок приносит с собой тот холод, который витал над водой и теперь решил добраться до души лирического героя.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Так почему же в душе лирического героя живет одиночество? Кто нарушил его покой? По воспоминаниям жены поэта В. Н. Муромцевой-Буниной стихотворение было написано летом: “Лето было урожайное, он написал 33 стихотворения.

Особенно имело успех “Одиночество”, посвященное художнику Нилусу”. Тогда возникают новые вопросы: как в царстве света и красоты можно создавать такие темные и мрачные стихотворения. Поднимемся в воспоминаниях еще на один временной отрезок выше.

Вот, например, письмо к старшему брату весной этого же года: “Сидел долго один, и было на душе не то что скучно, но тихо, одиноко. Волнения никакого не ощущал, но что-то все-таки было новое”.
В жизнь поэта вторгается много печальных переживаний. Это и разрыв с его первой женой, А. Н. Цакни, и “литературное одиночество”. Все это предпосылки для написания подобного стихотворения.
Лирический герой, наконец, раскрывает нам тайну своей грусти и тоски. Вчера у него была посетительница, которая дорога его сердцу. Но она ушла, потому что ей теперь с ним тоскливо.

Значит, грусть лирического героя была настолько большой, что ложилась тяжким бременем и на любимого человека. Хрупкая женщина, которую он, возможно, когда-то любил не захотела наполнить свое сердце тоской. Она предпочла оставить его одного, наедине со своими мыслями и чувствами.
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Определенную безысходность задает в стихотворении и музыкальность письма Бунина, о которой говорил еще А. Т. Твардовский. Так, первая строчка стихотворения заканчивается буквой “а” (слово “мгла”). Она словно расширяет пространство, способное вместить в себя все одиночество лирического героя.

Когда же в произведении появляется он сам, то несколько строк заканчивается на букву “о” (слова “темно”, “окно”). И в этом момент пространство вокруг лирического героя словно смыкается. Он закрывает свой душевный мир от посторонних.
И мы узнаем, что весь день ему пришлось быть наедине с печальной природы, поэтому под вечер любимая стала казаться ему женой. Вероятно, этого очень жаждало сердце, поэтому возникает в воображении лирического героя подобная картина.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Лирический герой словно обрывает себя на полуфразе и ставит многоточие. Некоторые исследователи творчества поэта отмечали, что его поэзия “строга и эмоционально сдержанна”. Может поэтому лирический герой и перестает рассказывать нам о том, что ему представилось в такой ненастный день.

Он прощается с образом любимой, который непременно должен вернуться весной. То есть такому весеннему и радостному человеку нет места в его холодной осенней душе.
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один – без жены…
И снова лирический герой останавливается. В стихотворении появляется многоточие. Но в этот раз нам кажется, что он пытается не выплеснуть на любимого человека свою злобу.

Ведь последние слова, которые сообщаются нам о том, что он снова остался один, лирический герой произносит с каким-то ожесточением.
И единственное, что остается с ним рядом, – природа. А вот в ней постоянно происходит движение, она не застывает несмотря на то, что на землю спустилась осень. Лирический герой пытается в этой картине найти свое великолепие.
Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой.
Но в его мир снова вторгается образ любимого человека и тут же исчезает, так как дождик смывает даже ее следы.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
Наконец, в стихотворении появляются краски, которые всегда в большом количестве разлиты по лирическому наследию поэта. Но для своего одиночества он использует только одну – серую. За этим определением следует существительное “тьма”, что добавляет новый оттенок в такой цвет.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Так, тьма становится последней каплей в море грусти и тоски. Лирический герой решает наконец разомкнуть свой круг с помощью крика. Он хочет вернуть того, кто ему был безумно дорог, кто стал частичкой его души.
Мне крикнуть хотелось вослед:
“Воротись, я сроднился с тобой!”
Но он понимает, что вернуть женщину невозможно:
Раз она разлюбила, то навсегда. Лирический герой становится для нее чужим, и соответственно, она не сможет освободить его от того одиночества, которое заполнило бы сердце и душу.
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила – и стал ей чужой.
Тогда он решает согреться у камина. Это единственный друг, который остался с ним рядом. Он сможет, хотя бы своими языками пламени, внести веселые нотки в пошатнувшееся душевное равновесие.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
В конце произведения после описания всех оттенков одиночества появляются конкретные бытовые детали. Так, эмоциональный накал словно уравновешивается: лирический герой решает просто купить собаку.
В небольшом стихотворении об одиночестве И. А. Бунин поднимает множество проблем. Оно говорит о том, что природа и друзья (мольберт, ветерок) не всегда могут исцелить душу, что любовь имеет свои пределы. И все это вместе позволяет создать не менее выразительную картину одиночества, которую поэт и запечатлевает в стихотворных строках.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема одиночества в одноименном стихотворении И. А. Бунина