Тема назначения поэта в лирике А. С. Пушкина (По стихотворениям “Поэт”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”)

Тема назначения поэта в лирике А. С. Пушкина (По стихотворениям “Поэт”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”)
Тема назначения поэта в лирике А. С. Пушкина (По стихотворениям “Поэт”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”) 1.Мировая поэтическая традиция и Пушкин. 1.Поэтическое озарение – дар богов. Стихотворение “Поэт”. 1.Размышления о бессмертии гения в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”.

Еще в глубокой древности люди начали слагать поэтические тексты. Практически

у всех народов существуют поэтические сказания о деяниях богов и героев, гимны богам и любовные песни. Древние относились к процессу поэтического творчества со священным трепетом, полагая, что оно происходит по прямому вдохновению богов. В “Старшей Эдде”, в которой собраны важнейшие мифы скандинавов, есть рассказ о том, как верховный бог Один похищает “мед поэзии”.

Лишь тот, кто вкусил этот мед, становился поэтом и мудрецом – следовательно он находится под особым покровительством богов, раз прикоснулся к священному напитку. Древние греки и римляне почитали богом-покровителем поэтов Аполлона

(Феба); помимо его, почитали еще и девять дочерей Зевса – Муз. Многие величайшие произведения древних поэтов начинаются с обращения к божествам, например, знаменитые эпические поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея”.

Поэт обращается к Музе, прося ее рассказать о событиях минувшего; автор творит не сам от себя, но по благословению богов. Собственно, он является их орудием, с помощью которого боги говорят с остальными людьми. Таким образом, поэт в определенном смысле являлся священнослужителем, жрецом. Подобным образом и барды были одновременно поэтами и священнослужителями друидического культа.

Друиды полагали, что поэтический текст, имеющий подлинную ценность, складывается как бы сам собой, без чрезмерных усилий со стороны автора, иными словами – просто приходит в наш мир через него. Конечно, Пушкин хорошо знал литературное наследие своих гениальных предшественников. В своих произведениях он часто обращается к традициям античности.

В своем стихотворении “Поэт” он намеренно дает понять, что разделяет представление древних о поэзии, как о священнодействии: “Пока не требует поэта /К священной жертве Аполлон…”. Далее автор рассуждает о том, что без вдохновения – дара богов – поэт может быть занят самыми незначительными делами, да и сам он в таком случае мало что значит: “…Молчит его святая лира; /Душа вкушает хладный сон, /И меж детей ничтожных мира, /Быть может, всех ничтожней он”. Назначение поэта – чутко улавливать речи богов, неслышимые обыкновенными людьми, и как бы “переводить” для смертных то, что боги хотят им открыть: “Но лишь божественный глагол /До слуха чуткого коснется, /Душа поэта встрепенется, /Как пробудившийся орел”.

Поэт, почувствовавший снизошедшее вдохновение, словно перерождается; прежние забавы ему уже неинтересны, он не преклоняется ни перед кем, кроме богов. Пушкин прибегает к интересному приему; он рисует бегство поэта в безлюдные места. Здесь, вероятно, сказывается представление, пришедшее из глубокой древности, что человек, с которым заговорили бессмертные, может на время стать чем-то вроде одержимого: “…Бежит он, дикий и суровый, /И звуков и смятенья полн…”. Следует отметить и то, куда он бежит: “…На берега пустынных волн, /В широкошумные дубровы…” Эти образы глубоко символичны.

В плеске воды человек одухотворенный легко может расcлышать своеобразную музыку; и следует помнить, что древние греки и римляне считали реки, ручьи и моря местом, где обитают божества. А образ дубравы, конечно же, заставляет вспомнить священные рощи, которые почитались многими народами. В частности, дуб был самым почитаемым деревом друидов. Основываясь на всем вышесказанном, можно сделать вывод, что идеи, изложенные Пушкиным в стихотворении “Поэт”, совпадают с взглядами его предшественников.

Поэт – это личность, таинственным образом связанная с иным миром; через него боги говорят со смертными. В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” Пушкин продолжает размышлять о предназначении поэта и его судьбе. Это стихотворение по теме близко оде античного поэта Горация, из которой Пушкин взял слова эпиграфа: “Я воздвиг памятник”.

Поэт говорит о бессмертии, о том, что “душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит”, поясняя, почему к его творчеству люди будут обращаться вновь и вновь: “И долго буду тем любезен я народу, /Что чувства добрые я лирой пробуждал, /Что в мой жестокий век восславил я Свободу /И милость к падшим призывал”. Гениальность и стремление к высоким идеалам – вот в чем разгадка поэтического бессмертия. А в зак


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема назначения поэта в лирике А. С. Пушкина (По стихотворениям “Поэт”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”)