Тема народа в прозе Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина
Тема народная волновала писателей всех времен и народов. Особенно это свойственно русским классикам. Все без исключения занимались исследованиями по данному вопросу, воспевали русский народ, ругали его, преклонялись перед ним.
У Гоголя, вообще, практически вся проза посвящена народу, в основном, крестьянству. Очень ярко эта тема освещена, в частности, в «Мертвых душах», в «Ревизоре» несколько меньше. Салтыков-Щедрин тоже обращается к данному вопросу, хотя подходит к нему больше с иронией.
Сказки его читаются на одном дыхании,
Салтыков-Щедрин, например, подчас склонен к критике мужиков. Оказывается, сами они надели хомут себе на шею в виде помещиков. Самим им и расхлебывать.
Живут такие «премудрые пискари» и носа никуда не высовывают, только и счастливы, что ничего с ними не случилось: «Надо так прожить, чтоб никто
Салтыков-Щедрин описывает народ иногда глупым, иногда наивным и убогим, но иногда и такой народ может показать свою силу, и тогда берегись помещики, выйдут с рогатинами и шкуру обдерут, как вон с Топтыгина, потому что беззакония учинять каждый может, но нужно еще ответ держать за них, или какое-нибудь оправдание этим беззакониям отыскать.
Подсмеивается сатирик над мужиками, но ненависти и обиды в нем нет. Люди либеральные тогда прекрасно понимали, что нельзя вот так разом со всем покончить, нельзя просто отодвинуть всю вековую историю, и хотя и заседают ослы в Парламенте, все же у руля власти остаются львы и медведи, а мужики не чувствуют пока в себе сил противостоять всему этому, хотя и допускают иногда промеж себя «лесную вольницу».
«Лесная вольница» — это вообще одна из любимых тем Салтыкова-Щедрина. Это своеобразный отрыв от действительности, желание показать, что русский народ даже и без крепостной зависимости может прекрасно жить, и порядка от этого не убудет: «Такая в ту пору вольница между лесными мужиками шла, что всякий по-своему норовил. Звери — рыскали, птицы — летали, насекомые — ползали; а в ногу никто маршировать не хотел. Понимали мужики, что их за это не похвалят, но сами собой остепениться уж не могли. «Вот ужо приедет майор, — говорили они, — засыплет он нам — тогда мы и узнаем, как Кузькину тещу зовут!» Выходит, что заняты были все своими делами, как и полагается, и нечего было майору вообще приезжать.
Любит Салтыков-Щедрин русский народ, и вся его сатира, прежде всего против «дикой» аристократии направлена и «ослиного» руководства. Но поругать мужичков тоже иногда стоит. На необитаемый остров забрались, чтобы вольнее дышалось, так нет, чуть только генералов завидели, так сразу им прислуживать, чтобы их генеральского достоинства не в коем случае не уронить.
Ну, сколько еще глупостью такой жить?
Проза Гоголя тоже наполнена сатирой. Несуразные фигуры помещиков в «Мертвых душах» и смешные чиновники в «Ревизоре» в противовес забитому крестьянству. Гоголь тоже не отрицает, что мужикам не хватает ума, вон слуга Чичикова вместо того, чтобы серьезно увлечься чтением, благо он это умеет, читает все и без разбору, а интересно ему только то, что буквы в слова составляются.
Даже такую малость, как грамотность, не могут употребить себе и другим во благо.
В «Мертвых душах» речь идет о продаже умерших крестьян. Фактически, тема народа никак явно не упоминается, да и, вообще, произведения Гоголя по большей части обличают пороки системы и отдельных героев. Но, тем не менее, автор все равно описывает нам крестьян.
Описания эти — это описания мертвых душ, которых «торгует» Чичиков. Оказывается, все умершие один другого лучше: Эх, какой длинный, во всю строку разъехался! Мастер ли ты был, или просто мужик, и какою смертью тебя прибрало? в кабаке ли, или середи дороги переехал тебя сонного неуклюжий обоз?
Пробка Степан, плотник, трезвости примерной вот тот богатырь, что в гвардию годился бы! Чай, все губернии исходил с топором за поясом и сапогами на плечах, съедал на грош хлеба да на два сушеной рыбы, а в мошне, чай, притаскивал всякий раз домой
целковиков по сту, а может, и государственную зашивал в холстяные штаны или затыкал в сапог» Получается, что крестьяне-то мертвые все как на подбор. Один другого лучше, а в массе своей они и составляют народ. Прекрасный русский народ, который воспевают писатели и поэты!
В тех же «Мертвых душах» не о той ли «лесной вольнице» повествует нам автор, рассказывая историю о капитане Копейкине, который, вернувшись калекой с войны, пошел заступничество у царя искать. Отказали бедняге, да еще за казенный счет домой выслали. «Но, позвольте, господа, вот тут-то и начинается, можно сказать, нить, завязка романа. Итак, куда делся Копейкин, неизвестно; но не прошло, можете представить себе, двух месяцев, как появилась в рязанских лесах шайка разбойников, и атаман-то этой шайки был, судырь мой не кто другой…» Вот каков русский народ: не дают воли, так он сам ее возьмет, и опять «лесная вольница» начнется.
Писатели понимают, что власть помещиков держится только за счет народа. Если бы не было русских крестьян, так ведь и помещиков бы тогда не было, над кем бы они тогда командовали, кого бы тогда продавали: «Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой. Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут — все нельзя, да не позволено, да не ваше!
Услышал милостивый бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».
Что примечательно, так это то, что крестьяне всегда походят на своих помещиков, народ как бы подстраивается под них. Вон у Гоголя, сколько разных помещиков, а крестьяне все на них похожи. У Плюшкина все такие же оборванные, как и он сам, голодные и все норовят что-нибудь стащить. У Собакевича — основательные, крепкие и головастые.
У Манилова такие же расслабленные. Крепко связан был народ в то время со своим хозяином и землей. Волей-неволей приходилось подстраиваться под крепостников, и постепенно срастался народ с ними не только потому, что порядок такой был, но и потому, что жизни другой себе не представляли.
Вот, уже упоминавшийся мужик из рассказа Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил», сам себя, добровольно, в кабалу к генералам отдал. Кормил их, поил, всячески за ними ухаживал и даже веревку из собственных волос сплел, чтобы не думали генералы, что он убежать куда хочет.
Получается, согласно классикам, что сам народ виноват в своей зависимости, раз не пытается бунтовать, а только изредка убегает в «лесную вольницу». Знаменательны в этом смысле лирические отступления, которыми так богаты не только «Мертвые души», но и вся проза Гоголя в целом. Именно в них нужно искать отношение автора ко всему происходящему. «Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца?
Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная,
незнакомая земле даль! Русь!..»
Поэты, писатели преклоняются перед Русью, русским народом. Да, русский народ — богатырь, и он чувствует в себе эту силу, только пока применения ей не находит. Пахать, сеять, убирать урожай — на это сила тоже требуется, но и на то, чтобы знать себе цену, воспитывать самоуважение, тоже нужно затратить немало времени. И кто, как не классики, певцы народа, этому же народу и помогут.
Достаточно цинично то, что и после смерти не оставляют помещики мужиков в покое, все равно мучают их, продают и покупают. Русский мужик все стерпит. «Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые,
белые. Стали говорить, что вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются да накапливаются». Вот такой он, богатый на смекалку русский народ: и суп в пригоршне сварит, и кашу из топора, а чуть нищета, тогда лапу как медведь сосет.
Вот и смеется Салтыков-Щедрин над такими порядками, когда люди сами ни за что в кабалу идут.
Смеяться, конечно, не грех, но стоит сделать и определенные выводы. Классическая проза давно уже перешла из разряда развлекательной в философскую. «Бойкий» наш народ, по меткому выражению Гоголя, но нет у него цели, не видит он пока своего будущего, верит все еще Топтыгиным и Собакевичем и не верит в себя. Но только, если почувствует силу, тогда ничто его не удержит: «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи.
И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал,
да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход — и вон она понеслась, понеслась, понеслась!..»