Тема маленького человека в повести “Человек из ресторана” Шмелева И. С

Тема “маленького человека” была развита Шмелевым в наиболее известном и значительном его произведении этого периода – повести “Человек из ресторана”, опубликованной в 1911 году и принесшей автору всероссийскую славу. “Хотелось, – писал Шмелев М. Горькому, – выявить слугу человеческого, который по своей специфической деятельности как бы в фокусе представляет всю массу слуг на разных путях жизни”. Повествование ведется от лица официанта Якова Скороходова, который, говоря о благополучных посетителях ресторана, представляет социальный срез богатых российских сословий. Скороходов и вся ресторанная прислуга – это лишь основание социальной пирамиды, зараженной “лакейством”.

В высших слоях низкопоклонство вызвано уже не желанием заработать на жизнь, а “высшими соображениями”: так, важный господин в орденах кидается под стол, чтобы раньше официанта поднять оброненный министром платок. И чем ближе к вершине этой пирамиды, тем низменнее причины “лакейства”.
Исповедь Скороходова, труженика, потерявшего жену и сына, тем не менее не кажется речью озлобленного человека. Хотя “порядочное общество” лишило его даже имени, оставив безликое “человек!”, он внутренне выше и порядочнее тех, кому прислуживает. Он видит посетителей насквозь и резко осуждает их хищничество и лицемерие. “Знаю я им цену настоящую, знаю-с, – говорит Скороходов, – как они там ни разговаривай по-французски и о разных предметах.

Одна так-то все про то, как в подвалах обитают, и жалилась, что надо прекратить, а сама-то рябчика-то в белом вине так и лущит, так это ножичком-то по рябчику, как на скрипочке играет. Соловьями поют в теплом месте и перед зеркалами, и очень им обидно, что подвалы там и всякие заразы… Уж лучше бы ругались.

По крайности сразу видать, что ты из себя представляешь. А нет… знают тоже, как подать, чтобы с пылью”.
Писатель создает образ “маленького человека” со всеми особенностями этого типа. Мечта Скороходова – собственный домик с душистым горошком, подсолнухами и породистыми курами. Герой повести не любит господ не только за их лживость, но и вообще за то, что они люди из другого сословия.
Шмелев сумел по-своему изобразить “маленького человека”, которому Ф. М. Достоевский сострадал. Шмелев же пишет о том, что духовное возрождение человека возможно в том случае, если он соберет все свои внутренние силы, а силы эти даны ему Богом. Во многом духовная высота Скороходова объясняется тем, что он христианин.



Тема маленького человека в повести “Человек из ресторана” Шмелева И. С