Тема. Максим Максимович — образ «маленького человека»
Цель: продолжить изучение романа «Герой нашего времени»; охарактеризовать образ Максима Максимовича, объяснить целесообразность его введения в произведение; учить учеников отличать в художественном произведении эпизоды, важные для характеристики героев, учить делать обобщения; развивать критическое мышление, гуманизм и толерантное отношение к окружающим.
Оборудование: гроздь на тему «Максим Максимович», сенканы.
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашней задачи.
Проверяется
2. Беседа.
Какую роль сыграет в жизни Печорина Максим Максимович? Как автор относится к Максиму Максимовича? Как Максим Максимович объясняет нежелание Печорина остаться (повесть «Максим Максимович»)?
Хотел ли Печорин обидеть Максима Максимовича? Безразлично ли он относится к штабс-капитану?
II. Работа над темой урока.
1. Выступления учеников с характеристикой образа Максима
Максимовича — с опережающей домашней задачей,
С использованием цитат.
Максим Максимович
Всю жизнь он служит далеко от культурных центров, это «старый грудной ребенок, хороший, милый, человечный, неопытный во всем, что выходило за тесный кругозор его понятия и опыта».
Максим Максимович, который на действительной службе не знает скуки, много особенностей Печорина называет «странными» и готов объяснить его душевную неудовлетворенность «модой». Сам Максим Максимович отличается от Печорина добротой и терпимостью к людям. Эту черту Лермонтов считал определяющей и присущей русскому характеру: «Меня невольно поразила способность россиянина приспосабливаться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, стоит осуждения или похвалы это свойство ума, но оно доказывает невероятную его гибкость и наличие того ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения».
Максим Максимович не вмешивается в чувства Печорина, тем не менее, готов по-рыцарски защищать высокие моральные принципы. К Печорину он прикипел всей душой.
Этот образ не менее типичный, чем Онегин, Ленский и прочие. Критик Белинский обращается к читателям: «Не правда ли, вы так привыкли с ним, так полюбили его, что никогда уже не забудете его, а если встретите под грубой внешностью, под корой загрубелости от тяжелой и бедной жизни — горячее сердце, под простым, мещанским языком — теплоту души, то наверное скажете: «это Максим Максимович». И дай вам Бог побольше встретить на пути вашей жизни Максимов Максимовичей!».
2. Слово учителя.
Значение образа Максима Максимовича в произведении.
— В романе постоянно звучит голос автора, который оценивает поступки, мысли и чувства своего героя. Он настраивает читателя на активное отношение к Печорину; читатель должен составить собственную мысль о герое. Роль автора — помочь ему в этом.
Для этого Лермонтов пользуется разными приемами косвенной характеристики. В повести «Бэла» мы видим Печорина глазами Максима Максимовича; в повести «Максим Максимович» о нем рассказывает автор. Довольно весомым является также прием сопоставления разных характеров и взглядов на человека и мир.
В отличие от Печорина, Максим Максимович удовлетворен тем, что имеет, смотрит на мир с точки зрения прагматика и реалиста.
III. РЕфлексия.
1. Гронування и тему «Максим Максимович» (см. дополнение)
2. Написание сенканов на темы «Доброта», «Ожидание», «Естественность».
1) Доброта, Безграничная, искренняя, исцеляет, согревает, поддерживает, Проявление души, способна возродить, иллюзия.
2) Ожидание, Обнадеженные, напрасные, Рождаются, ведут, тают, Пока надеешься, продолжаешь жить, Тепло.
3) Естественность, Настоящая, земная, Зачаровывает, обезоруживает, влечет, человек является частицей природы, Надежность.
V. ДОмашняя задача.
Опережающая задача: подготовить сообщение об особенностях художественного времени, образе автора и картины природы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»; повторить сведения о романтизме и реализме; повторить изученное по теме «Жизнь и творчество М. Лермонтова».