Тема. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение “Бородино”

Цель: – выявить художественную идею стихотворения М. Ю. Лермонтова “Бородино”, проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников Родины; – формировать навыки выразительного чтения, работы с учебником и иллюстрациями, исследовательской работы с текстом; – воспитывать патриотические чувства в ходе выявления художественной идеи произведения.
Оборудование:
Мультимедийная презентация. ХОД УРОКА. І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.
Выразительное

чтение стихотворения М. Ю.

Лермонтова “Бородино”, сопровождаемое слайдами презентации.

III. Работа с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова “Бородино”.
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Исследовательская работа с текстом. – Найдите в речи рассказчика местоимения.

Сколько раз употреблено местоимение “я”? Чем объясняется такое употребление? (В речи рассказчика всего два раза употребляется местоимение “я”. Чаще всего встречаются местоимения “наше”, “мы”.

Рассказчик чувствует единство с теми, кто самоотверженно защищает родину,

он не подчеркивает личного героизма, а восхищается мужеством всего русского войска). – Объясните значения слов Мусью (мосье), басурманы, заутра, ломить стеною, постоим головою, ушки на макушке. – В какой речи употребляются эти слова и сочетания? О чем это говорит? (Слова употребляются чаще в разговорной речи. Рассказчик – простой человек из народа).

3. Слово учителя. В каждом слове мы слышим солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии.

Языковая патетика стиха (сверкнув очами, сражен булатом, носились знамена как тени, грозная сеча и т. д.), органически сочетающаяся с речью солдата, позволяет Лермонтову создать монументальный собирательный образ русского народа – героя Отечественной войны 1812 года.

4.Анализ содержания. – Какие слова имеют иронический оттенок? (Слова “мусью”, “бусурманы” рассказчик произносит с иронией, подчеркивая презрительное отношение к врагу). – Прочитайте слова, выписанные вами дома, которые отражают героизм русских солдат.

Этих слов почти в три раза больше, чем обозначений неприятеля. Почему? – Выразительное чтение стихотворения от начала до слов “Французы тут как тут”. – Как рассказчик отвечает на вопрос молодого солдата? Какое значение имеет слово “отдали” в контексте стихотворения? (Лермонтов точен в употреблении слов, относящихся к важнейшим событиям Отечественной войны.

Поэт исторически точно показал, что русские “отдали”, а “не сдали” Москву). – Какие моменты Отечественной войны изображены в стихотворении?

– Какое значение имеют фразы: “Ведь были ж схватки боевые…”, “Мы долго молча отступали…О русские штыки?” (Лермонтов точен в изображении войны, он указал, что русская армия с начала вторжения неприятеля и до Бородинского боя имела немало серьезных сражений (“Ведь были ж схватки боевые…”). Отражен в стихотворении и первый этап войны, и отношение к нему армии (“Мы долго молча отступали…О русские штыки?”).

– Выразительное чтение отрывка от слов “Забил заряд я в пушку туго…” до слов “Кусая длинный ус”. – Почему поэт так обстоятельно описывает канун битвы? – Действительно ли по-дружески, по-братски относится к неприятелю русский солдат, который рассказывает: “Забил заряд я в пушку туго/И думал: угощу я друга/Постой-ка, брат мусью! ” Однозначными или многозначными являются слова “друг”, “брат”? (Слова “друг” и “брат” употреблены в переносном значении. Они подчеркивают фамильярное отношение к врагу).

– Выразительное чтение отрывка от слов “И только небо засветилось…” до слов “…мы в Бородинский бой”.

– С какими словами полковник обратился к солдатам? Как эти слова характеризуют его? (Полковник – человек, верный долгу, он по-отечески относится к своим солдатам. Его призыв отвечает народным чувствам). – Выразительное чтение отрывка от слов “Ну ж был денек!” до слов “… гора кровавых тел”. – Какой повторяющийся гласный звук создает ощущение, что мы слышим звук пролетающего ядра?

Как называется повторение одинаковых звуков?

(Повторение звука “а” передает накал сражения).

Аллитерация – Повторение одинаковых согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность.

Ассонанс – Повторение в тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи. – Выразительное чтение отрывка от слов “Изведал враг в тот день немало…” до конца стихотворения.

– Назовите глаголы, передающие напряженность боя. – Какое сравнение помогает представить битву и силы врага?

– Какие слова и выражения стихотворения свидетельствуют о храбрости и мужестве воинов?

– Если мы выпишем из произведения М. Ю. Лермонтова все слова, которые автор использовал для определения битвы, то получится следующий ряд: Схватки (боевые), боя, (к) бою, (в) перестрелке, (в Бородинский) бой, (таких) сражений, (русский) бой, (наш рукопашный) бой, бой (затеять новый). – Какое слово встречается чаще и почему? (Слов “бой” в контексте стихотворения приобретает значение “решающий бой”, имеющий важное историческое значение. Бой изображен Лермонтовым как общее, трудное дело). – Обращение к учебнику.

Чтение определения риторического восклицания.

Риторическое восклицание – Восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. – Найдите строки с риторическим восклицанием. С какой целью в каждом случае оно употребляется?

1 вариант – от начала стихотворения до слов “Есть разгуляться где на воле…” Да говорят еще какие! – звучит гордость за тех, кто принес славу родине. Про день Бородина! – подчеркивается значимость события. Богатыри – не вы! – звучит жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, столь полному славы и великих дел.

Не отдали б Москвы! – чувствуется горечь, сожаление человека, испытывающего боль за судьбу страны.

2 вариант – от слов “Есть разгуляться где на воле…” до конца стихотворения. Есть разгуляться где на воле! – звучит предвкушение славной битвы. У наших ушки на макушке! – гордость за товарищей, умеющих сосредоточиться в трудные моменты боя.

Вам не видать таких сражений! – звучит и восторг, и ужас при воспоминании о кровавых событиях. И думал: Угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! – звучит ирония рассказчика, сознающего свое моральное превосходство над врагом. За Родину свою! – звучит высокое патриотическое чувство, которое испытывал каждый русский солдат – участник Бородинского сражения.

Как наши братья умирали! – звучит решимость не посрамить чести воинов, павших на полях сражений. Наш рукопашный бой! – местоимение “наш”, звучащее в риторическом восклицании, подчеркивает патриотический подъем русских людей, идущих на бой не ради славы, а ради свободы Родины, решимость солдат не щадить себя во имя Родины. Ну ж был денек! – особо ярко передается воспоминание старого солдата о тяжелом сражении, о силе врага.

– Обращение к учебнику. Чтение определений сравнения и метафоры.

Сравнение – Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается значение первого предмета. В сравнении обязательно есть союзы “как”, “словно”, “будто” и др. (Французы двинулись, как тучи).

Метафора – Это слово или выражение, употребленное в переносном значении. В основе такого переносного значения лежит сходство предметов или явлений по какому-нибудь признаку. В результате создается художественный образ. (Небо засветилось).

Метафора – скрытое сравнение, то есть в метафоре отсутствую сравнительные союзы.

IV. Подведение итогов урока.
– Чему уделяет большее внимание поэт – описанию боя или душевному состоянию его участников? (Поэта больше всего интересует не само сражение, не события, не факты (этим стихотворение “Бородино” отличается от исторического произведения), а люди, их поведение, душевное состояние, отношение их к происходящему, подвиг народа. В лермонтовском стихотворении показан поэтический образ русского человека в тот момент, когда решается судьба его родины).

– Обращение к учебнику. Выразительное чтение учителем воспоминаний Ф. Н. Глинки.

V. Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из стихотворения “Бородино”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение “Бородино”