Тема любви в трагедии И. В. Гете «Фауст»
Тема.
Утверждение величия разума и творческих дерзаний человека в образе Фауста, роль злого начала в его писках истины. Тема любви в трагедии И. В.
Гете «Фауст» Цели:
формировать и совершенствовать умения комментировать прочитанное, выявлять его идейное содержание; развивать умение характеризовать образы на основе их диалогов, выявлять авторскую позицию в их изображении; развивать интерес к литературе и культуре, формировать ценностные ориентации учащихся. Оборудование:
мультимедийные средства; иллюстрации к трагедии
В. Гете ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1.
Приветствие учителя 2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь II.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности III. Работа по теме урока 1. проблемная
Почему Господь «спасает» Маргариту и как вы понимаете это «спасение»?
— Система образов «Фауста» построена на постоянных контрастах: Господь — Мефистофель, Фауст — Вагнер, Фауст — Маргарита. Как вы понимаете смысл таких контрастов? — Гете писал, что Фауст — человек «нетерпеливый и неудовлетворенно чувствующий себя в рамках земной действительности, бросающийся во все стороны, стремясь к овладению высшим знанием, к наслаждению прекраснейшим, добром, и, не в силах даже в малой степени удовлетворить это свое стремление, возвращающийся назад всякий раз еще более несчастным». Как вы понимаете эти слова писателя? — Предположите, что станет происходить с Фаустом во второй части трагедии.
Достигнет ли он такого состояния души, когда сможет сказать: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»? При каком условии это может быть случиться?
2. Краткое изложение первой части трагедии. Чтение учителем с комментариями (Текст изложения на каждой парте.) Краткое изложение второй части трагедии И. В. Гете «Фауст» Жить дальше Фауст сможет только тогда, когда совершенно забудет о том, что с ним произошло. Мефистофель доставляет его, бесчувственного, в келью, где он находился до встречи с ним,- и надолго усыпляет его. Прошлое забыто, Мефистофель продолжает свои искушения.
В этом ему, вопреки своему желанию, помогает Вагнер, ассистент Фауста: он изобрел искусственного человечка, Гомункулюса. тот мудр, знает многое, но находиться может только лишь в колбе: стоит ей разбиться (что, в конце концов, и происходит) — и его существование тут же прекратится. Образ Гомункулюса символизирует у Гете ту научную теорию, которая, будучи сугубо абстрактной, никоим образом не связана с практикой: при столкновении с ней она просто гибнет. Гете был сторонником тесного единения науки и реальной жизни, далеко не случайно он в первой части трагедии вложил в уста того же Мефистофеля свой знаменитый афоризм: «теория, мой друг, всегда суха, но древо жизни пышно зеленеет». Мефистофель искушает Фауста любовью к искусствам, знакомит его с прекрасной еленой — той самой, из-за которой когда-то разгорелась троянская война. но Фауст по-прежнему не хочет произносить ту фразу, которую Мефистофель так терпеливо ждет.
Искушения продолжаются. При помощи Мефистофеля Фауст совершает хождение к Праматерям — первоосновам всего сущего. Здесь, кстати, и находит свою гибель Гомункулюс, олицетворение бесплодной человеческой мысли — колба, в которой он находится, разбивается о скалы.
Праматери не дают Фаусту четкого ответа на вопрос, в чем сущность человеческого бытия, ради чего живет человек, ибо, по их мнению, каждый должен самостоятельно найти ответ на этот вопрос. У Мефистофеля есть еще одно испытание, по его мнению, почти безотказное: он приближает Фауста к императору и дает ему власть. нечистая сила убеждена в том, что обладание властью непоправимо портит даже очень хороших людей. но дьявол и тут просчитался, крепким орешком оказался Фауст, не по зубам даже дьявольским возможностям. При помощи Мефистофеля Фауст помогает императору одержать победу в войне с его соперником и в награду за помощь получает полосу земли вдоль морского побережья. Он начинает борьбу с морем за отвоевывание у него новых территорий, где мечтает создать счастливое человеческое общество.
Он снова состарился, ослеп. Однажды, стоя около только что вырытой глубокой ямы (что символизирует могилу), он духовно прозрел — постиг ту истину, которую хотел знать уже так давно: смысл человеческого бытия — найти конкретный участок в конкретной борьбе за общее дело, ради общего блага. Осознав это, он готов воскликнуть: «Мгновение, остановись! » Фауст падает, земная жизнь его кончена.
Мефистофель торжествует, но ликование его преждевременно: ангелы, небесные посланцы, осыпают место события лепестками роз — и каждый лепесток, попав на тело Мефистофеля, жжет его, как огонь. небесные посланцы уносят с собой бессмертную сущность Фауста: в своих поисках он думал не об эгоистических интересах, а об общем благе, о счастье для всего человечества. Поэтому он и избавлен от адских мук. Первой душой, которую встретила бессмертная сущность Фауста в райских кущах, была душа Маргариты — любовь ее оказалась сильнее смерти. Она все это время неустанно молилась за Фауста — и мольба ее не осталась безответной.
Что же касается Мефистофеля, то ему и говорить не приходится о каком бы то ни было триумфе: Прожженный старый черт с такой закалкой Сыграл к концу такого дурака! Вся эта глупость до того жалка, Что даже потерпевшего не жалко! — Так сам Мефистофель подводит общий итог своих взаимоотношений с Фаустом. 3. анализ последнего монолога Фауста 1) Чтение молча и комментированное чтение вслух 2) Беседа по содержанию монолога ПРЕДСМЕРТНЫЙ МОНОЛОГ ФАУСТА До гор болото, воздух заражая, Стоит, весь труд испортить угрожая. Прочь отвести гнилой воды застой — Вот высший и последний подвиг мой!
Я целый край создам обширный, новый, И пусть мильоны здесь людей живут, Всю жизнь, ввиду опасности суровой, надеясь лишь на свой свободный труд. Среди холмов, на плодоносном поле, Стадам и людям будет здесь приволье; рай зацветет среди моих полян, а там, вдали, пусть яростно клокочет Морская хлябь, пускай плотину точит: Исправят мигом каждый в ней изъян. Я предан этой мысли! Жизни годы Прошли недаром; ясен предо мной Конечный вывод мудрости людской: лишь тот досто