Тема любви в современной поэзии (На примере творчества Е. А. Евтушенко)

1. Личность Е. А. Евтушенко.
2. Эволюция темы любви в творчестве поэта.
3. Анализ стихотворений.
4. Лиричность и публицизм произведений.
Спасать любовь пора уже в самом начале от пылких “никогда!”, от детских “навсегда!”. “Не надо обещать!” – нам поезда кричали, “Не надо обещать!” – мычали провода.
Тема любви – одна из вечных тем в искусстве и в литературе. До современных читателей доходят любовные стихотворения древнегреческих и древнеримских авторов, созданные тысячелетия назад. Эта тема, изменяясь и

усложняясь с каждой новой исторической эпохой, прошла через века, и будет существовать вечно в прозе и поэзии, музыке и живописи, до сих пор, покуда человек умеет и может любить.
Е. А. Евтушенко – один из популярнейших поэтов второй половины XX века. Родился он в 1933 году в Иркутской области, получил высшее образование в Литературном институте им. М. Горького.

В 1949 году началась его самостоятельная творческая деятельность.
Первая книга под названием “Разведчики грядущего” вышла в свет, когда поэту было всего 19 лет. С этого времени сборники его стихов стали выходить регулярно.
Имя Евтушенко прочно

вошло в литературу прошлого столетия. Его знают люди разных поколений, профессий, представители различных культурных и социальных слоев. Но не только с действительно редким и сильным талантом связана такая популяр-
Ность поэта. Врожденное чувство гражданственности, слитое с тонким чувством времени, делают лирику Евтушенко еще более интересной для понимания. Он общителен как лирик, неравнодушен к происходящему вокруг него и к судьбам окружающих его людей, умеет тонко подбирать настроения произведений для самых разных читателей.

Кроме того, это – поэт, всегда пишущий от первого лица и передающий невыдуманные, реальные истории. Тема любви для этого автора имеет большое значение, ведь в любви, как в волшебном зеркале, отражается истинная сущность человека. При этом тема любви, проходя через все творчество поэта, растет и развивается вместе с ним. Первые произведения, такие, как “Ты большая в любви…” и “Не понимать друг друга страшно” пропитаны чувством недоверия к происходящему, боязни того, что чувства, испытываемые поэтом, окажутся неискренними, наигранными:
Не понимать друг друга страшно –
Не понимать и обнимать,
И все же, как это ни странно,
Но так же страшно, так же страшно
Во всем друг друга понимать.
Однако даже во власти таких двойственных, противоречащих друг другу ощущений и боязни причинить себе душевную боль, лирический герой с нескрываемой бережностью и восхищением относится к своей возлюбленной:
И, наделен познаньем ранним,
Я душу нежную твою
Не оскорблю непониманьем
И пониманьем не убью.
Со временем любовь для поэта преображается, светлое и наивное чувство начинает приобретать более драматический, тяжелый характер. Герой произведений этого этапа творчества пытается найти выход из тисков повседневности, укрыться от проблем на “навеки в небо врезанном” мосту, но, к сожалению” этот мост остается только в мечтах. Жизнь взваливает на плечи поэта тяжелую любовную ношу.

Образ любимой девушки тоже подвергается изменениям – он усложняется, делаясь одновременно трагичней и реалистичней. Примером подобного изменения мировоззрения поэта может стать стихотворение “Ты начисто притворства лишена…”.

Наиболее выдающееся стихотворение этого времени – “Заклинание”. Оно оригинально и необычно как стилистически так и композиционно. Начало, обращенное к героине, завораживает, напоминает действительно заклинание или ритуальную песнь любви:
Весенней ночью думай обо мне
И летней ночью думай обо мне,
Осенней ночью думай обо мне
И зимней ночью думай обо мне.
Пусть я не там с тобой, а где-то вне,
Такой далекий, как в другой стране, –
На длинной и прохладной простыне
Покойся, словно в море на спине,
Отдавшись мягкой медленной волне,
Со мной, как с морем, вся наедине.
Одна и та же рифма в конце каждой строки придает тексту напевность, монотонность ритма убаюкивает и успокаивает читательские мысли. По ощущениям оно напоминает спокойный морской прибой, мягко, но неотвратимо раз за разом накатывающий волны на пологий берег.
Однако в конце первой же строфы возникает ощущение напряжения, которое ширится с каждой новой строкой, чтобы вылиться в финальный вздох – вскрик:
Молю тебя – в тишайшей тишине,
Или под дождь, шумящий в вышине,
Или под снег, мерцающий в окне,
Уже во сне и все же не во сне –
Весенней ночью думай обо мне
И летней ночью думай обо мне,
Осенней ночью думай обо мне
И зимней ночью думай обо мне.
Лирический герой этого периода по-прежнему ищет успокоения от быта и обыденности, но ищет его теперь не в каком-то безлюдном месте, а в тихой гавани искренней женской любви. Одно из самых жестоких любовных стихотворений Евтушенко – “Я разлюбил тебя… Банальная развязка…”. лирический герой не испытывает здесь никакой жалости ни к себе, ни к своей возлюбленной:
Я оборву струну жестокого романса,
Гитару пополам – к чему ломать комедь!
Герой опасается ложного чувства сострадания со стороны бывшей возлюбленной, способного разрушить его спокойствие и нормальное душевное состояние:

Сентиментальным быть не слабость – преступленье,
Когда размякнешь вновь, наобещаешь вновь

И пробуешь, кряхтя, поставить представленье

С названием тупым “Спасенная любовь”.

Финал стихотворения – на одном душевном надрыве – жесткий, но удивительно трогательный и гармоничный:
Не надо обещать… Любовь – неисполнимость.

Зачем же под обман вести, как под венец?

Виденье хорошо, пока не испарилось.

Гуманней не любить, когда потом – конец.

Скулит наш бедный пес до умопомраченья,

То лапой в дверь мою, то в дверь твою скребя.

За то, что разлюбил, я не прошу прощенья.

Прости меня за то, что я любил тебя.

Творчество Евтушенко многопланово и разнообразно. Поэт обращается к самым разнообразным проблемам и темам, он воспевает различные образы, опираясь на творческое наследие А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Маяковского, А. Твардовского.

В своих произведениях Евтушенко выступает не только как поэт, но и как публицист. Он рассматривает действительность не только как нечто дающее лирическое вдохновение, но и как единство нравственной и исторической связей:

Есенин, милый, изменилась Русь.

Но говорить, что к лучшему – не стану,

А говорить, что к худшему – боюсь.

Не утратило обаяния и молодости и зрелое творчество Евтушенко, очаровывающее читателей наряду с ранними его произведениями.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема любви в современной поэзии (На примере творчества Е. А. Евтушенко)