ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ ГЕЙНЕ
Осенними вечерами, когда плачут неба и звезды падают на склоненные травы, далекими тропами, среди неизведанных вселенных блуждает любовь. Будто и песня, необъятная и непостижимая, блуждает оно. И как его найти, как его позвать среди этих неизвестных путей?
Так как так и полетит от тебя, не затронет твое сердце, забредя где-то там, в далеких степях, не оставив тебе даже воспоминаний, а лишь горькие ожидания. Изменяются времена и власть, изменяются жизнь и человеческое мировоззрение. Но неизменяемыми остаются высочайшие истины, неизменяемой
Неразгаданной остается тайна души, в которой неугасаемым огнем горит священное и непреодолимое чувства любви.
Пополнил казну поэтических объяснений в любви и известный немецкий писатель Генрих Гейне в книге поэзий, которая принесла ему мировую славу. Многочисленные стихи сборника “Книга песен” были навеяны неразделенной любовью поэта к кузине Амалии, а со временем к ее младшей сестре Терезы. Этой теме посвященные первые разделы цикла “Страдание юности”, “Сновидение” и “Песни”. Поэт живое в мире странных сновидений.
Каждый стих раздела
…вижу я супружества молодое – Мою любовь из церкви гном ведет. Поэт продает душу адским силам за радость свидания с ней: Хотя раз ее крепко обнять, К сердцу своего прижмут, До боли в уста целовать, А там уже во что бы то ни стало! В сне он видит ее – бледную и холодную, как мрамор.
Поэт заплатил дьяволу страшную цену за нее, и вот появляется она в сопровождении самого дьявола, который и объединяет поэта с его любимой. Поворачиваясь к ней, поэт проходит кладбищем – из могил выходят призраки, каждый из них – жертва несчастной любви. Действительность и сон, призрака и реальность объединяются в этих стихах.
Поэт целиком погрузился в свое отчаяние, но это не скорбная, безнадежная примиренность, а бушующее чувство. Нигде поэт не видит светлого начинания, везде беспросветная тьма. Любовь в Гейне – сила, которая несет неминуемую гибель.
Сам поэт – несчастный влюбленный, что болезненно переживает “ее” неверность, одна из многочисленных жертв. В мире, где живое поэт, кажется, нет живых настоящих людей. Это призраки и лживые маски, которые скрывают подлость и никчемность.
Лживое, обманчивое видение и самая любимая поэта. Рассказ о горькой неразделенной любви продлевается в “Песнях”.
Утром я встаю и спрашиваю: “Появится она?” А под вечер ропщу – не пришла она. Напрасно я в ночной задумчивости Сон к тебе зову,- В забвении, в мечтательном сумме Целый день живую.
Эти два распределений цикла “Страдание юности” имеют внутреннее единство, так как они варьируют одну и ту же тему. Мы оборачиваемся в очарованном кругу одних и тех же чувств и переживаний, мотивов и образов. В циклах “Лирическое интермеццо” и “Возвращение” Гайне снова рассказал о своей несчастливой любви, но по-иному.
В этих циклах – история любви поэта. Первый стих “Лирического интермеццо” – завязка – говорит о том, что в “мае месяцы” поэт влюбился и признался “ей” в любви:
Как в мае месяцы сады Развили рано, Тогда в моем сердце Проснулась любовь. Как в мае месяцы в садах Зачулось щебетание, Я ей свое желание
Поэт описывает блаженный залог влюбленности. На все в мире поэт смотрит влюбленными глазами,- он даже начинает понимать язык звезд, а Мадонна в Кельтском соборе кажется ему похожей на его любимую. Герой этого лирического романа – человек с богатой душевной жизнью, способна отдаться страсти, но вместе из тем лишенный непосредственности и наивности, умеет анализировать свои чувства.
Ее образ описывается меньше. Внешние черты настолько условные, что не создают живого образа. Внутренний образ определен еще меньше – она неверная любимая – это все, что можно сказать. Во втором лирическом романе поэт вводит нас в свою любовную катастрофу.
Произведение построено менее драматически. Во время путешествия поэт неожиданно встречается с семьей своей любимой.
Второй “роман” вобрал у себя значительно больше “материала”, наблюдений, раздумий. Здесь больше описаний, прямо не связанных с любовной историей поэта, хотя в целом и это – история несчастливой любви. Это чувство изображает поэт в его развитии, показывает все то, что лежит между вершинами, все, что приводит к накалу, к взрыву.
Чувство любви не представлено как что-то абсолютное, это сумма отдельных “относительных” чувств. Любовь неисчерпаемая и вечное как самая жизнь. Вопреки всем бедам, злоключениям в мире властвуют чистота, честь, достоинство и любовь. Разные возрасты, разные языки…
Единое – любовь…