Тема любви в поэзии А. Блока

В литературу А. Блок вошел не ранними стихами, а первым своим сборником “Стихи о Прекрасной Даме” (1904), главная тема которого – переживания поэтом, лирическим ге-роем чувства любви.
Появление “Стихов о Прекрасной Даме” было связано с двумя важными событиями в жизни поэта. Первое из них – глубокое чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой, бу-дущей его жене. Второе – увлечение лирикой и некоторыми философскими идеями В. С. Соловьева.
Образы, сюжеты цикла символичны и двуплановы. Прекрасная Дама – не только образ любимой

поэта, но и воплощение радости, гармонии, света. Он хочет приблизиться к ней, но не может, так как отягощен своей земной природой, проклинает земные вериги, отчаи-вается и вновь стремиться к ней. В этом контексте звезды, заря, утро, солнце приобретают символический смысл.

Это не столько конкретные явления природного мира, сколько вы-ражение различных психологических состояний и знаки отношений, которые усиливают-ся между ним и Ею. Так заря, утро – символизируют Ее явления, ночь – воплощает время его разлуки с Ней, торжество земного начала. Лирический герой предстает в цикле в роле странника, идущего к чертогу

невесты, или в роли рыцаря, молитвенно склоненного перед Прекрасной Дамой.
Стихотворение “Вхожу я в темные храмы…” было написано А. Блоком в 1902 г. Мер-ность, певучая монотонность строк, даже если не вдумываться в слова, вызывают чувство высокое, немного торжественное. Оно поддерживается лексикой высокого наполнения: “храмы”, “обряд”, “мерцанье лампад”, “образ”, “ризы”. Состояние созерцания, терпеливо-го ожидания Прекрасной Дамы, возвышенная нежность, любовь – вот чувства, которыми проникнуто стихотворение. Оно умиротворяет своим звучанием, но отнюдь не сразу от-крывается в своем смысловом значении.

Тайна его – в женском образе, который назван торжественно и величаво – Прекрасная Дама. В этом образе есть нечто неуловимое, не-земное и, в то же время, сохраняется живое, женское – она “милая”. Неслучаен здесь и эпитет “красный”: в блоковской символике красный цвет – влекущий, манящий цвет стра-сти, огня, жизни.

В женском образе переплетаются Земное и Небесное, одно переходит в другое, и трудно различить, где реальность (храм, свечи, двери), а где мечта и тайна.
В этом стихотворении еще нет контрастности, “двоемирие” не уничтожило цельности ли-рического переживания. Известно, что храм в стихотворении реально представляет собой деревенскую церковь, где юный Блок ждал свою невесту. И лик невесты сливается с обра-зом Прекрасной Дамы.
Стихотворение “Вхожу я в темные храмы…” представляет нам и всю первую книгу, и мир чувств молодого Блока, отгородившегося от противоречий, сомнений и угроз жизни.
Любовь в лирике А. Блока порой имеет религиозный, мистический подтекст, при этом черты возлюбленной имеют вполне реальные черты, а само переживание носит автобио-графический характер. Цикл “Кармен” – блестящий образец таких произведений. Благо-даря небывалой легкости каждого образа в десяти небольших стихотворениях представа-ли глобальное, всемировое, общеземное, человеческое и конкретно-личностное.
Этот цикл был вызван увлечением Блока оперной певицей Любовью Александровной Дельмас и написан стремительно и вдохновенно. Стихотворения передают взлет любов-ного чувства, волнения, ожидания, встречи Блока с Дельмас. Внутреннее переживание легко прослеживается.

Сначала в сонный входит вихрь смятенная душа и начинает пред-чувствовать забытые бури. Затем рождается чистая страсть “в сердце захлестнула кровь”, а в ответ возникают “бушующие созвучия”, “творческие сны”.
В стихах привлечен оттенок трагизма. Название подчеркивает обращение поэта не просто к Дельмас, но и к ее героине в опере Ж. Бизе “Кармен”. С вольной цыганкой и связано восприятие любви во всей ее противоречивости. Через любовь поэт открывает небывалые горизонты мира.

Все стихотворения цикла пронизаны мотивом служения красоте.
Кармен – символ изменчивости: чувств, души, мира. Поэтому нелегко постичь этот образ. В последнем стихотворении образ Кармен воспринят особенно широко – как всемирное бытие.
Лирика Блока – явление уникальное в русской поэзии. При всем многообразии ее пробле-матики и художественных решений его поэзия выступает как единое целое, как одно раз-вернутое во времени произведение. Для всего корпуса лирики Блока характерна повто-ряемость важнейших образов, словесных формул и лирических ситуаций.

Любовь пони-мается поэтом как встреча с возлюбленной, само ожидание встречи.
Двойственность отличает не только эстетику поэта, но и воплощается в образе возлюб-ленной. В стихотворении “Незнакомка” (1906 г.) контрастно соотнесены низкая действи-тельность и высокая мечта лирического героя (пленительный образ Незнакомки). Спасе-ние героя в том, что он помнит о существовании любви безусловной:
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Мотив любви в лирике Блоке многопланов. Переживание героем любовного чувства остро и мистично, оно приносит радость встреч и боль расставаний. Любовь у Блока проникнута мотивом служения.
Таким образом, А. Блок вошел в русскую литературу не только как певец родины, но и как певец любви, рыцарь Прекрасной Дамы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема любви в поэзии А. Блока