Тема любви в поэзии А. А. Блока
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.
А. Блок
Любовная тема всегда занимает одно из главных мест в творчестве большинства поэтов. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, А. Толстой отдавали свою поэтическую дань этому прекрасному чувству. Чувство к избраннице высекало искру вдохновения, и в огне вспыхнувшего пламени рождались шедевры любовной лирики. Чтобы лучше понять автора и его творение, нужно узнать, из чего возник замысел, как он воплотился.
Прав был
Творчество Александра Александровича Блока уже давно стало частью нашей культуры и жизни. Определяющей темой в лирике великого русского поэта по праву можно считать тему любви. От первого цикла “Стихи о Прекрасной Даме” до “Кармен” проносит поэт сложное и противоречивое чувство.
Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.
Первые стихотворения Блока о любви восторженные. Они связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблен и которая вдохновляла его (“Дева”,
Первая книга Блока создана под влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности – красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Дама. Она и Древняя Дева, и Заря, Купина, Вечная жена, и просто “ласковая, милая”, “вечно молодая”.
Миф о Софии, Мировой Душе, становясь темой лирических стихотворений, делал неузнаваемой связанную с ней природную, “лунную” символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает с появлением солнца). Эта мифологическая сторона ранней лирики Блока до сих пор не вполне осознана ни читателем, ни исследователями его творчества. Весь цикл “Стихов о Прекрасной Даме” пронизан искренним чувством любви.
Но каково оно? В чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт – роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, – необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ:
Ты горишь над высокой горою,
Недоступна в Своем терему.
Я примчуся вечерней порою,
В упоеньи мечту обниму.
К этому странному чувству примешивается и религиозная любовь. Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной.
В ней нет ни капли пошлости и приземленности. “Стихи о Прекрасной Даме” также отчетливо выявили невозможность жизненной гармонии (мотивы “кощунственных” сомнений не только в собственной призванности, но и в самой возлюбленной, способной “изменить облик”).
Развитие темы любви мы наблюдаем в цикле “Снежная маска”, посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой, игравшей одну из ролей в первой драме Блока “Балаганчик”, поставленной в театре Комиссаржевской Всеволодом Мейерхольдом. Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, а, следовательно, и изменяется чувство героя к ней. Теперь это уже не обожествляющее преклонение. Мы видим перед собой женщину с более отчетливо проступающими чертами.
Если в первом цикле не было и намека на то, чтобы приблизиться к объекту своей любви, то здесь герой общается с ней как с живым реальным человеком. Чувства лишились той светлой силы, которой они были наполнены в “Стихах о Прекрасной Даме”. Они похожи теперь на снежную вьюгу, уносящую героя в темные дали, но не приносящую счастья и удовлетворения:
Я так устал от ласк подруги
На застывающей земле.
И драгоценный камень вьюги
Сверкает льдиной на челе.
В цикле “Кармен” любовь снова изменяется и выходит на новую ступень. Это уже не любовь, а страсть, жгучая, как воронье крыло и волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок. Восьмое стихотворение “Ты – как отзвук забытого гимна…” можно назвать главным в цикле, потому что именно в нем наиболее ярко показано “плененное” сердце. Весь сборник посвящен Любови Александровне Дельмас – оперной певице, исполнявшей роль Кармен в петербургском Театре музыкальной драмы.
Кармен в трактовке поэта – это и героиня оперы Бизе, и современная женщина, вольнолюбивая испанская цыганка и славянка, которую герой любит до безумия. В образе Кармен воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей безумной страсти, с другой – стихия творческая, дающая надежду на просветление. Сон в стихотворении – пленительный и страстный прорыв через сказочное забытье к “одичалой прелести”.
Любовная лирика Александра Александровича Блока не утратила своего значения и в наши дни. Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество наших великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности сопереживать. А это так необходимо в наш рациональный век.