Тема любви в лирике Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация

Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство “в прекрасных мгновениях”, Некрасов не обошел вниманием и ту “прозу”, которая “в любви неизбежна” (“Мы с тобой бестолковые люди…”).

Однако, говоря словами известного некрасововеда Н. Скатова, он “не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал ее прозу”.

Из трех десятков лучших любовных стихотворений

Некрасова в сочинении необходимо упомянуть семь-восемь, а рассмотреть подробно не меньше трех-четырех. Основное внимание естественно уделить “панаевскому циклу”. Авдотья Алексеевна Панаева – главный адресат интимной лирики Некрасова.

Отношения с Панаевой стали темой многих стихотворений Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Именно лирических, обратим на это внимание выпускников, так как, хотя цикл и имеет реальную биографическую основу, образы лирических героев

нельзя отождествлять с их литературными прототипами.

Сам Некрасов видел в своих стихах не просто стихотворное обращение к определенной женщине, а придавал им гораздо большее значение. Он печатал эти стихи в журналах, а значит, сознательно делал их предметом поэзии, общим достоянием. “Панаевский цикл” – пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим. В нем мы почти не найдем социальных мотивов, присущих всей лирике Некрасова. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намеков.

На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Тютчева, “поединок роковой”. Что можно сказать об этих двоих? Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Впрочем, о неммало что известно.

В центре “панаевского цикла” – она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он “дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать” (Скатов).

Далее необходимо проанализировать основные мотивы “панаевского цикла” (напомним, что мотив – устойчивый, повторяющийся элемент сюжета, характерный для нескольких произведений). Это прежде всего мотивы ссоры (“Если, мучимый страстью мятежной…”, “Мы с тобой бестолковые люди…”); расставания, разлуки (“Так это шутка? Милая моя…”, “Прощание”) или их предчувствия (“Я не люблю иронии твоей…”); воспоминания (“Да, наша жизнь текла мятежно…”, “Давно – отвергнутый тобою…”); писем (“Сожженные письма”) и др. “Панаевским” стихам присуща некоторая парность (ср., например, “Тяжелый год – сломил меня недуг…” и “Тяжелый крест достался мне на долю…”, “Прости” и “Прощание”).

Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; “нервность” интонации, передающая почти “достоевские” страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.

Говоря о самом известном некрасовском цикле, нельзя обойтись без сравнения его с “денисьевским циклом” Тютчева. (Сходство это подробно проанализировано в работах Скатова.) Как и у Тютчева, любовь у Некрасова почти никогда не бывает счастливой. Мотивы страдания, “незаконности” любви, “мятежности” пронизывают оба цикла и тем самым объединяют – в интимной лирике – двух столь разных поэтов.

В заключение еще раз вернемся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Оно состоит не только в новизне содержания (“прозы жизни”), но и в том, что для изображения “непоэтических” явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение. Позже эти особенности некрасовской поэтики будут продолжены другим поэтом-новатором – В. Маяковским, у которого тема любви также получает очень своеобразную трактовку.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема любви в лирике Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация