Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация

Тема: Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация. Тема любви своеобразно преломилась в творчестве Некрасова, который, по идейным убеждениям революционеров-демократов считал, что любовь, как и другие человеческие “слабости” мешает общественной борьбе.

Однако тема любви проходит через всю лирику поэта и отражается в ней не только как любовь мужчины и женщины, но и в более широком, общечеловеческом контексте, например как любовь матери к детям и детей к матери, любовь к Родине.

ГОТОВИМСЯ К УСТНОМУ ОТВЕТУ. Вопросы и задания к стихотворению “Тройка” (1846) Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг? Знать, забило сердечко тревогу – Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо За промчавшейся тройкой вослед?..

На тебя, подбоченясь красиво, Загляделся проезжий корнет. На тебя заглядеться не диво, Полюбить тебя всякий не прочь: Вьется алая лента игриво В волосах твоих, черных как ночь; Сквозь румянец щеки твоей смуглой Пробивается легкий пушок, Из-под брови твоей полукруглой Смотрит бойко лукавый глазок. Взгляд один чернобровой дикарки, Полный чар, зажигающих кровь, Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь.

Поживешь и попразднуешь вволю, Будет жизнь и полна и легка Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть. От работы и черной и трудной Отцветешь, не успевши расцвесть, Погрузишься ты в сон непробудный, Будешь нянчить, работать и есть. И в лице твоем, полном движенья, Полном жизни – появится вдруг Выраженье тупого терпенья И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу, Как пройдешь ты тяжелый свой путь, Бесполезно угасшую силу И ничем не согретую грудь. Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши! Не нагнать тебе бешеной тройки: Кони крепки и сыты и бойки,- И ямщик под хмельком, и к другой Мчится вихрем корнет молодой 1. Какова композиция стихотворения “Тройка”?

Какой смысл выявляется при сопоставлении двух его частей?

2. Почему оба жизненных пути, предначертанных поэтом, для крестьянской девушки полны драматизма?

3. Проанализируйте ключевые слова первой и второй части. Как характер лексики помогает понять смысл стихотворения?

4. В чем первый путь напоминает судьбу Дуни из “Станционного смотрителя” Пушкина? Почему идиллия счастливого будущего для крепостной крестьянки была практически невозможна?

5. Какая жизнь, по мнению лирического “я”, наиболее вероятна для нее? Каковы причины ее трагической судьбы? 6. Какой смысл придает тексту форма развернутого монолога?

Какие чувства в нем звучат: сожаление, предостережение, обреченность? Подтвердите свои мысли тестом. 7. Как понять слова поэта “погрузишься ты в сон непробудный”?

8. Почему поэт считает, что обычная судьба крепостной крестьянки обещает ей лишь “бесполезно угасшую силу и ничем не согретую грудь”? Прокомментируйте эти слова. 9. Почему лирический герой сначала рисует крестьянской девушке картины ее безрадостного будущего, а потом призывает ее не глядеть “с тоской на дорогу”?

Нет ли здесь противоречия?

Вопросы и задания к стихотворению “Я не люблю иронии твоей” (1850) Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим,- Нам рано предаваться ей! Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты – Не торопи развязки неизбежной! И без того она не далека: Кипим сильней, последней жаждой полны, Но в сердце тайный холод и тоска Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны 1. Какие чувства любящих людей стали поводом к созданию стихотворения?

2. Что явилось причиной их размолвки? 3.

Какой предстает лирическая героиня стихотворения? Можно ли объяснить черты ее характера стремлением к свободе и эмансипации женщины? 4. Почему лирический герой считает, что им еще рано предаваться иронии?

Почему он хочет не разрушить, а сохранить те светлые чувства, которые владели душами горячо любивших людей? 5. Докажите, что лирический герой предчувствует неизбежную развязку. 6. Какой символический смысл приобретает в стихотворении описание осенней реки? 7. Охарактеризуйте строфику текста.

В чем символический смысл кольцевой композиции каждой строфы?

Вопросы и задания к стихотворению “Мы с тобой бестолковые люди” (1851)

Мы с тобой бестолковые люди: Что минута, то вспышка готова! Облегченье взволнованной груди, Неразумное, резкое слово. Говори же, когда ты сердита, Все, что душу волнует и мучит!

Будем, друг мой, сердиться открыто: Легче мир – и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна, Так возьмем и с нее долю счастья: После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья

1. Какую оценку дает лирический герой своим отношениям с любимой? Найдите в стихотворении оценочную лексику и дайте ей характеристику.

2. Какой выход он предлагает, чтобы избежать ссор?

3. Почему, по мнению лирического “я”, “проза в любви неизбежна”?

4. Прав ли поэт, говоря, что “после ссоры так полно, так нежно возвращенье любви”?

5. В чем гуманистический, общечеловеческий и вневременной смысл этого стихотворения?



Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация