Тема любви в лирике А. А. Блока

Литературное наследие Блока обширно и многообразно, оно уже давно стало частью нашей культуры и жизни. Любовь – определяющая тема в творчестве великого русского поэта. От первого цикла “Стихи о Прекрасной Даме” до “Кармен” проносит поэт сложное и противоречивое чувство любви.

Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.
Первую книгу поэт создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению

Вечной Женственности – красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Дама.

Она и Древняя Дева, и Заря, Купина, Вечная жена и просто “ласковая, милая”, “вечно молодая”. Миф о Софии, Мировой Душе, становясь темой лирических стихотворений, делал неузнаваемой связанную с ней традиционную природную, и, в частности, “лунную” символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает с появлением солнца ).
Этот мифологический аспект ранней лирики Блока до сих пор не вполне осознан

ни читателями, ни исследователями его творчества. Весь цикл “Стихов о Прекрасной Даме” пронизан искренним чувством любви. Но что это за чувство?

В чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт – роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, – необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ.
Ты горишь над высокой горою,
Недоступна в Своем терему.
Я примчуся вечерней порою,
В упоеньи мечту обниму…
К этому странному чувству примешивается и религиозная любовь. Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной.

В ней нет ни капельки пошлости и приземленности. “Стихи о Прекрасной Даме” также отчетливо выявили трагическую неосуществимость жизненной гармонии (мотивы “кощунственных” сомнений не только в собственной призванности, но и в самой возлюбленной, способной “изменить облик”).
Преломление и изменение темы любви мы наблюдаем в цикле “Снежная маска”, посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой, игравшей одну из ролей в первой драме Блока “Балаганчик”, поставленной в театре Комиссаржевской Всеволодом Мейерхольдом. Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, а, следовательно, и изменяется чувство героя к ней. Теперь уже это не то обожествляющее преклонение.

Мы видим перед собой женщину с уже более отчетливо проступающими чертами. Если в первом цикле не было и намека на то, чтобы приблизиться к объекту своей любви, то в этом цикле герой общается с ней как с живым реальным человеком:
И как, глядясь в живые струи,
Не увидать себя в венце?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?
Любовь в цикле лишилась той светлой силы, коей она была наполнена в “Стихах о Прекрасной Даме”. Это новое чувство похоже на снежную вьюгу, оно уносит героя в темные дали, но не дает счастья и удовлетворения:
Я так устал от ласк подруги
На застывающей земле.
И драгоценный камень вьюги
Сверкает льдиной на челе.
В цикле “Кармен” любовь качественно изменяется и выходит на новую ступень. Это уже не любовь, а страсть. Жгучая, как воронье крыло и волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок.

Восьмое стихотворение “Ты – как отзвук забытого гимна…” можно назвать ключевым звеном всего цикла, потому что именно в нем апофеоз “плененного” сердца. Весь цикл посвящен Любови Александровне Дельмас – оперной певице, исполнявшей роль Кармен в петербургском Театре музыкальной драмы.
Кармен в трактовке поэта – это и героиня оперы Бизе (сон поэта), и современная женщина, вольнолюбивая испанская цыганка и славянка, которую герой любит до безумия. Так, в образе Кармен воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей безумной страсти, с другой – стихия творческая, дающая надежду на просветление. Сон в стихотворении – пленительный и страстный прорыв через сказочное забытье к “одичалой прелести”.

Эти стихи, отразившие драму вспыхнувшего чувства, черпали свои коллизии не только из событийных мотивов, но и из внутренних, из диалектики души самого автора.
Любовная лирика Александра Александровича Блока не утратила своего значения и в наши дни. Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество наших великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности сопереживать. А это так необходимо в наш рациональный век.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема любви в лирике А. А. Блока