Тема любви и долга в творчестве Толстого

Творчество и образ жизни Л. Н. Толстого отражали его душевные метания, сомнения, религиозные догмы и личные правила. В произведениях, порой мучительно-длинных, почти нет места юмору, легкости бытия и изящно-небрежным диалогам, как во французских классических романах. Каждая фраза – тщательнейшим образом выверена, неоднократно переписана и неспешно обдумана.

Ни одной лишней или случайной детали нет. Описания природы, солнца, дерев – все работает на единый, исполинский и величественный, замысел автора.

О многом писал Л. Н. Толстой:

и о военных действиях, и о счастье естественной жизни, но каждая строка его творений незримо проникнута двумя главными темами, в которых он всю свою долгую и неоднозначную жизнь пытался разобраться: “долг” и “любовь”. Часто они представали “соперниками” и даже “врагами”. Иногда шли “рука об руку” к великому, светлому и чистому, будущему.

Следует подчеркнуть, что в понимании Л. Н. Толстого существует “две любви”: “праведная” и “возвышенная” противопоставляется “грязной”, “греховно-порочной”, “телесной”. Это деление не категорично. Грань между чувствами

с положительной и отрицательной коннотацией не похожа на Великую Китайскую Стену.

Есть лазейки, переходы, мостики и тайные двери. На “унавоженных” грядках любви плотской могут взрасти и расцвести достойные чувства. Но в большей части произведений Толстой как автор занимает позицию “моралиста”. “Неправильная” любовь никогда в его романах не имеет счастливого финала. Она влечет наказание персонажу, вышедшему за рамки.

Общественных приличий (которые важны, хотя и не всегда искренни, как в “Анне Карениной”) и моральных принципов, которых придерживался сам автор и коих он, по мере возможностей, заставлял придерживаться окружающих.

Внимательные читатели, не спеша смакующие прозу Л. Н. Толстого, непременно заметят, что описания эмоций в его романах очень похожи, местами даже тождественны. Константин Левин в “Анне Карениной” и Пьер Безухов в “Войне и мире” переживают абсолютно одинаковые (по отношению к своим возлюбленным) чувства: восторг, восхищение, любование каждым движением, возвышенное счастье, ощущение божественности и безгрешности юного существа. Это в начале истории. После, пройдя психологические испытания, затрагивающие также гордость, ревность и причиняющие обиду, они принимают “телесность” и “земное начало” женщин.

И все же остаются любящими, снисходительными (в лучшем смысле этого слова) к недостаткам и капризам невест (после – жен) и, главное, верными им. Имея дело с “чистой” любовью, об интрижках-изменах-флирте не может быть не только речи, но и мысли!

Любовь же “телесная”, “незаконная” волновала писателя на протяжении всего многолетнего творчества. Точку для себя в этой теме он так и не поставил. Что делать, если не любишь мужа?

Можно ли разбить семью, пойти против устоев светского общества, отдаться чувствам без оглядки на приличия? Анна посмела. И была Толстым жестоко наказана.

Кроме нее, главной “грешницы”, несчастной и, по сути, невиновной (просто она была искренна и не смогла играть и прятаться, как многие второ-и-третьестепенные персонажи романа), почти все молодые девушки в “Войне и мире” и в “Анне Карениной” оступались. Не сразу смогли рассмотреть настоящую любовь за мишурой военной формы, аксельбантов и бальных свеч. За недальновидность автор оставлял девочек “без сладкого”.

В итоге они все же доставались тем мужчинам, которым были предназначены.

Несмотря на сочувствие слабостям своих героев, Л. Н. Толстой все же предпочитает любви долг. Семью надо бережно хранить. Воспитывать детей в приличиях. И непременно быть верным супругу.

Ведь именно возможность иметь семью, жить вместе всю жизнь отличает людей от высокоразвитых животных.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема любви и долга в творчестве Толстого