Тема и идея сочинения по роману “Герой нашего времени”

В романе “Герой нашего времени” три путешественника: первый – герой-рассказчик, любознательный путешественник с одним небольшим чемоданом, “который до половины был набит путевыми записками о Грузии”, второй – Максим Максимыч, едущий в Ставрополь “с казенными вещами”, третий – Григорий Александрович Печорин, отправляющийся в Персию, а до этого путешествующий по Кавказу. Через путешествие этих трех героев автор решает одну главную задачу – показать сложный противоречивый характер Печорина, “историю души человеческой”.

Каждый путешественник выполняет свою функцию. Так, герой-рассказчик

Показывает нам место, где будут происходить события, связанные с Печориным; встречается с Максимом Максимычем и узнает от него историю Печорина и Бэлы; знакомится с самим Печориным во Владикавказе и дает психологический портрет главного героя; становится обладателем “Журнала Печорина”, который публикует после смерти его автора. Максим Максимыч рассказывает встретившемуся офицеру историю жизни Печорина в крепости и любви к Бэле; знакомит героя-рассказчика с Печориным и передает рассказчику его бумаги – около десятка

тетрадей. путешествует по Кавказу не по своей воле, а “с подорожной по казенной надобности”; сталкивается с людьми, активно вмешивается в их жизнь, проявляя при этом различные стороны своего недюжинного характера; пишет дневник странствий своей души.

В “Бэле” мы получаем первое, достаточно поверхностное представление о герое, ибо душа Печорина остается закрытой для Максима Максимыча. Поэтому перед нами пока не “история души”, а лишь ее предыстория. В “Максиме Максимыче” Печорин явлен воочию и становится объектом наблюдения спутника штабс-капитана – героя-рассказчика, который и дает точную психологическую характеристику герою “Бэлы” (не потому ли так быстро уезжает Печорин, что чувствует на себе пристальный, изучающий взгляд незнакомца?).

В “Тамани”, “Княжне Мери”, “Фаталисте” (дневнике самого Печорина) мы получаем полное представление о внутреннем мире героя, который занимается беспощадным и безжалостным препарированием своей собственной души.

Вторая часть романа позволяет объяснить и понять некоторые поступки Печорина. Чаще всего вызывает осуждение поведение Печорина в истории с Бэлой (“Бэла”). Стоит, однако, вспомнить, что встрече с Бэлой предшествовали объяснение с Мери и потеря Веры, что Бэла первой призналось в любви Печорину и, привезенная в крепость Азаматом, отказалась вернуться домой, что пребывание Бэлы в крепости стало возможным с молчаливого одобрения ее коменданта – Максима Максимыча, что именно пари, предложенное штабс-капитаном Печорину, ускорило развитие событий (поведение Максима Максимыча в этой сцене вообще нельзя назвать безукоризненным: он, стоя за дверью, подслушивает и подглядывает, то есть следит за условиями выполнения пари).

Мы готовы также осуждать Печорина за холодность и равнодушие по отношению к бедному Максиму Максимычу (“Максим Максимыч”).

Однако следует вспомнить, что последний раз герои виделись пять лет тому назад, что с крепостью у Печорина связаны не самые лучшие воспоминания (крепость – место ссылки, тюрьма, Максим Максимыч, каким бы хорошим он ни был, – тюремщик), что Печорина и Максима Максимыча мало что связывает (они люди абсолютно разные), что за прошедшие пять лет в жизни Печорина произошло немало других событий, в жизни Максима Максимыча – ничего значительного (последнее яркое событие – это история Печорина и Бэлы). Все эти обстоятельства позволяют иначе взглянуть на эпизод встречи: о чем будут говорить эти разные люди, что вспоминать?

В этих рассуждениях отсутствует стремление идеализировать героя романа, есть желание осмыслить его поведение и поступки непредвзято. Это становится возможным, когда мы восстанавливаем реальную хронологию событий. Сцепление в романе двух повестей “Бэлы” и “Максима Максимыча” создает иллюзию, что между событиями в крепости и встречей во Владикавказе прошло от нескольких недель до нескольких месяцев, что и дает абитуриентам повод для обвинения Печорина в черствости и эгоизме.

И только пятилетний срок многое объясняет. Тем более, время Максима Максимыча и время Печорина – время разное: оно протекает в разных пространствах и разными событиями наполнено. Максим Максимыч скучает в горской крепости – Печорин “скучает” во всей России.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема и идея сочинения по роману “Герой нашего времени”