Тема гражданской войны в советской литературе (По роману А. А. Фадеева “Разгром”)

Сегодня не для кого не является секретом, что плановой в Советском Союзе была не только экономика, но и жизнь вообще. Жизнь, которая включает в себя и личные судьбы людей, и культуру, науку. А можно ли планировать творчество?

На это однозначно и утвердительно отвечала цензура. В 1925-1926 годах писателю А. А. Фадееву была поставлена политическая задача – написать роман, который бы показал, каков идейный истинный коммунист. Писатель считал: “Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все не способное к революционной настоящей борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей.

Эта переделка происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса – коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой отсталых и помогают им перевоспитываться”. Так появился роман “Разгром”, состоящий из семнадцати глав, каждая из которых имеет свое название. Они так органично дополняют друг друга, что вырвать из текста какую-нибудь из них практически невозможно, несмотря на то, что глава “Разведка Метелицы” имеет некоторую композиционную незавершенность.
На протяжении первых восьми глав автор дает возможность читателю привыкнуть к жизни героев, познать их психологию. Он пока еще намечает основные конфликты, обрисовывая положение дел в отряде. Читатель видит, что же было основным занятием “коммунистов” (так как не все ими были по-настоящему): развлечения, пьянство и разбои.

Пятую неделю отряд стоял на отдыхе. А Фадеев тем временем нарисовал нам судьбы основных, центральных персонажей пьесы.
Морозка в романе шел не проверенными дорогами, а неведомыми путями. Он шахтер во втором поколении. Однажды Морозка решил выбраться из шахты, поскольку считал, что пора и самому осветить себе и людям жизнь, а “фонарем” считал идеи социалистической революции. Купил сатиновую рубаху и хромовые сапоги, участвовал в стачке, но при аресте ни кого из зачинщиков не выдал.

Когда ушел на фронт, то попал он в кавалерию; там был ранен шесть раз и уволился до революции в запас. По приезду домой пил две неделе и решил жениться. Но Морозке было скучно и просто жить, немудреной казалось ему такая жизнь. И в восемнадцатом году он ушел защищать Советы на стороне “красных”.

Воевал с “белыми” и японцами. Но Морозка не был продажным некогда; он жил по своей правде, которая, как нам сегодня может показаться, не имеет ни чего общего с разумом. Морозка – настоящий товарищ. “Я кровь отдам по жилке за каждого из вас…” – таким мы видим его.

Этот боец способен сложить голову за идею и идейных товарищей, которые были ему близки по духу, а это, несомненно, важно.
Антипод Морозки – Павел Мечик. В романе он “антигерой”. Это юный мальчик, который ушел в отряд лишь из любопытства.

Но он тут же разочаровался в идеях, ради которого “перестал” быть городским интеллигентом. Но Мечик скрывал это от всех. Люди, которые окружали Павла, принесли ему много разочарований, поскольку оказались не совместимыми с теми “идеальными” героями, какими их создало пылкое юное воображение.

Это были люди, бранившееся из-за любого пустяка, кравшие друг у друга патроны, издевавшиеся над городским пиджаком Мечика и его неумением чистить винтовку. Был ли Мечик слаб духом, что сумел разочароваться, или столь умен, что вырвался из иллюзорного плена коммунистических утопических идей? Наверное, все же слаб, поскольку в дальнейшем повествовании он предает участников отряда. Мечик был поставлен Левинсоном – начальником отряда – в дозор, но Павел посчитал это не верным и, не выполнив своего долга, скрылся в лесу, что привело к гибели отряда. “…Мечик, отъехавший уже довольно далеко, оглянулся: Морозка ехал позади него.

Потом отряд и Морозка скрылись за поворотом… Он задремал. Он не понимал, зачем его послали вперед. Он вскинул голову, и сонное состояние мгновенно покинуло его, сменившись чувством ни с чем не сравнимого животного ужаса: на дороге стояли казаки…”
Мечик скрылся и спас только свою жизнь, поставив на карту жизни участников отряда. Фадеев сосредотачивает внимание не на самих битвах, а на время между нами, когда наступает момент передышки, отдыха. Эти эпизоды, казалось бы, “мирные” полны внутреннего напряжения и конфликта: будь то случай с глушением рыбы, с конфискацией свинины у корейца или ожидание результата разведки Метелицы. В таком построении заключается глубокий смысл повествования: важны морально-нравственные, идейно-политические проблемы и философское их осмысление.

Ход мыслей героев, их поведение, внутреннее метания по отношению к всему, что происходит вокруг, – вот что Фадеев назвал “отбором человеческого материала”.
Важны для романа и образы начальника отдела Левинсона, и жены Морозки Варюхи. Левинсон, как сегодня мы можем посмотреть на него с высоты семидесяти лет социально-экономического эксперимента построения коммунизма, закончившегося полным провалом, является лишь пленником своих идей. Он настоящий командир, потому что “теперь всегда был на людях – водил их в бой самолично, ел с ними из одного котелка, не спал ночей, проверяя караулы, и был почти единственным человеком, который еще не разучился смеяться”. Он всегда старался поддерживать своим поведением дух в людях, бодрость их “светлых” стремлений.

Примечательно и то, что Левинсон был евреем, а всем известны еврейские погромы в центральной части России накануне революции. Таким образом, Фадеев поднимает и вопрос национальной розни. По авторским утверждениям, коммунистическое братство не различает ни наций, ни возраста, ни полов.

Мировоззрение Левинсона писатель выражает одной фразой: “Видеть все так, как оно есть, приближать то, что рождается и должно быть”. Опираясь на такой постулат, он ведет за собой отряд красноармейцев. Его умение подкупало и нас, читателей, внушает доверие к нему, в независимости от наших политических убеждений.

Этого Фадеев и добивался.
Варюха, по Фадееву, женщина, обделенная не жизнью – нет, она ею в полнее довольна, а простой, чистой мужской любовью. Будь рядом с ней домовитый мужчина, была бы она сама не в отряде, а дома и растила бы ребятишек. Ведь в ней накопилась столько любви, женского тепла и доброты!

И так хотелось ей кому-нибудь подарить, чтоб сердце не металось в груди, как птица в клетке. Вот и ищет она этого “кого-нибудь”, кто был бы ее действительно достоин.
В центре внимания Фадеев ставит изображение человеческих характеров и судьбе в огне гражданской войны. Он любит подолгу анализировать внутреннее состояние участников отряда, исследовать изменения в настроениях в разные моменты – общественной й частной жизни. А сражение для писателя – лишь испытание для героев на крепость духа и убеждений.

Во время описания сражений Фадеев в первую очередь обращает внимание на эмоциональное состояние героев. Так они остаются для нас прежде всего людьми, а уже потом коммунистами.
В романе “Разгром” Фадеев поднимает важные социально-нравственные проблемы: национальный вопрос, материальное счастье, стойкость духа в свете революционных убеждений и гражданской войны. Может быть, название романа вовсе не случайно? Показав нравы красногвардейцев без прикрас, он вроде бы угодил партии, но название “Разгром” предрекает судьбу всей коммунистической системы как теории, так и политического режима. Косвенное подтверждение этому можно обнаружить в его предсмертном письме, где он пишет о жестокости “вождей мирового пролетариата” по отношению к жизни вообще.

Остается открытым вопрос, так верил ли кто-нибудь в жизнеспособность той политической системы, существовавшей в России на протяжении семидесяти лет и корчившейся в крови тех, кто был убит в гражданскую войну, кто был сослан в Сибирь и там сгинул, кто был репрессирован и расстрелян…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Тема гражданской войны в советской литературе (По роману А. А. Фадеева “Разгром”)