Тема Дома. К выпускному сочинению

Образ родного Дома – концептуально важное понятие в творчестве русских классиков. Именно родной Дом является главной составной частью в создании автором особого образа своей Родины.” Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом”,- писал В. Распутин.

Тема дома и семьи – одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской – в частности. Ее отголоски слышны еще в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня Ярославна “Слово о полку Игореве”. . Через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Петр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония “Повесть о Петре и Февронии Муромских”. , а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу это ли не доказательство преданности мужа и жене друг другу?!

Ю. М. Лотман писал: “История проходит через Дом человека, через его частную жизнь”.

Эта тема поднимается в Библии, в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. А. Булгакова, А. Вампилова, В. Распутина, А. И. Солженицына. “Притча о блудном сыне” , повесть “Станционный смотритель”,”Песня про купца Калашникова.”,романы “Белая гвардия” и “Мастер и Маргарита”, пьеса “Старший сын”,повесть “Прощание с Матерой”, рассказ “Матренин двор”..

Блудный сын, раскаиваясь в греховной жизни, возвращается к отцу, возвращая себе утерянный дом. Вспомните описание дома в повести “Станционный смотритель” до и после отъезда Дуни. Пока Дуня живет с отцом, дома чисто, уютно. “Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала”.

А когда дочь уехала, в доме Самсона Вырина все изменилось, “все кругом показывало ветхость и небрежение”.Купец Калашников, главный герой поэмы, защищает семью, которая является символом Дома, что восходит к традиции “Домостроя”.В этих двух романах писатель дает два противоположных образа дома – “дома-приюта” и “мертвого дома”. “Хорошая квартира” в “Белой гвардии” имеет свое пространство, свой запах, свое лицо, свои голоса, а главное – в ней соблюдаются семейные традиции. “Образ мертвого дома” в романе “Мастер и Маргарита” связан с темой нравственного умирания людей. Тема дома как символ мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро.

В повести Распутина символичен образ Дома. Он одухотворенный, живой, чувствующий. Дарья убирает его как покойника перед похоронами. Ключевыми словами в рассказе являются слова “дом”, “изба”.

Дом, построенный “давно и добротно”, – это и сохранившийся фрагмент “самой нутряной настоящей. России”, словно защищающийся от напора внешней лжи и абсурда.



Тема Дома. К выпускному сочинению