“Телега жизни” анализ стихотворения Пушкина
Философская тематика в стихотворениях Пушкина, его жизненные размышления и наблюдения прослеживаются на протяжении всего творческого пути поэта. Одним из самых ранних философских произведений Александра Сергеевича является стихотворение “Телега жизни” , написанное в 1823 году. Это был не лучший период в жизни Пушкина.
Поэт находился в Одессе, где служил в канцелярии генерал-губернатора Воронцова. Ему приходилось заниматься массой мелких и скучных поручений, которые день ото дня вгоняли поэта в депрессию и философское восприятие
Известно, что стихотворение “Телега жизни” впервые было напечатано в журнале “Московский телеграф” с литературными правками Вяземского. По просьбе самого Пушкина Петр Андреевич заменил в тексте некоторые нецензурные выражения. Данный факт красноречиво говорит о том, что “Телегу жизни” Пушкин писал не в лучшем расположении духа. Да и сам образ дребезжащей телеги сложно назвать оптимистичным.
Не удалая русская тройка, не шикарная карета, а именно телега ассоциируется у поэта с человеческой жизнью.
В
Первые четыре строки произведения играют роль вступления. Неумолимый ямщик символизирует время, которое гонит телегу жизни вперед. Его никак нельзя остановить, даже сделать небольшую паузу для отдыха. “Телега на ходу легка”, а жизнь человека – быстротечна.
Все радостные и печальные моменты, сопровождающие ее, пролетают очень быстро. С помощью ярких и метких эпитетов Пушкин раскрывает весь драматизм человеческой жизни: “седое время”, “лихой ямщик”.
В “Телеге жизни” Александр Сергеевич тонко описывает психологические аспекты основных этапов человеческого бытия. Юность он считает утром жизни. Это время, когда человек полон радости и энергии.
Он стремится навстречу новому, неизведанному, хочет все успеть и познать, выпить бокал до дна. В пору рассвета никто не задумывается о чем-то плохом. Молодость дает ложную, но приятную уверенность в том, что человеку принадлежит весь мир.
Ей не свойственны лень и апатия, желание отдохнуть.
Зрелость Пушкин сравнивает с полднем. Она предполагает уже другое поведение, поскольку с ошибками и жизненным опытом к человеку приходит трезвая оценка действительности. В зрелости человек более осторожен, он опасается “косогоров и оврагов”, обдумывает, как их преодолеть.
Почти все поступки человек старается подчинить логике, хотя они достаточно хаотичны по своей природе.
В зрелые годы особенно остро ощущается стремительность жизни, а также опасности, которые подстерегают человека на каждом шагу. В зрелом возрасте в приоритете надежность и стабильность. Перемены переносятся достаточно болезненно.
Поэтому все чаще приходится притормаживать ямщика, кричать ему: “Полегче, дуралей!”.
Однако времени нет дела до наших переживаний и опасений. Оно беспрерывно гонит телегу жизни к финишу. Вместе с закатом в дверь стучится старость. “Вечер жизни” – состояние усталости, дремоты, желания заслуженного отдыха и покоя.
Человек едет в телеге и ждет уютного “ночлега”.
Жизнь в своем вселенском воплощении не меняется и в старости, она существует по тем же законам. Однако человеку очень сложно охватить и понять их своим разумом, проникнуть в глубины бытия. Последняя строка стихотворения “…а время гонит лошадей” – философский акцент всех размышлений автора. Против законов природы нет противодействия.
Жизнь все предусмотрела заранее.
Следует отметить, что предложения в стихотворении “Телега жизни” довольно обобщенны. Это говорит о том, что лирический герой не выделяется из общей массы людей, не противопоставлен обществу. В равной мере все стараются приспособиться к жизни и ее законам, привыкнуть к сюрпризам и причудам, встречающимся на пути.
Произведение “Телега жизни” наполнено особенной пушкинской гармонией, принятием жизненных правил и законов, которые невозможно изменить.