Текстология: «наука самая занимательная»
Изучение «Войны и мира» становится одним из главных событий учебного года десятиклассников. Однако всем понятно, сколько сложностей подстерегает словесника на путях чтения и разбора этого шедевра в школе, какое многообразие методических приемов приходится использовать для того, чтобы сохранить у юношей и девушек именно этико-эстетическое восприятие книг Льва Толстого. Статья Н. И. Бурнашевой поможет в этом.
Посвященная сложнейшей области филологической науки, она написана живо и увлекательно. Используя анализируемый в ней материал,
Много вопросов рождает у юных читателей изучение произведений русской классики. Почему Грибоедов, бесспорно симпатизируя Чацкому, назвал свою комедию явно иронически по отношению к нему — «Горе от ума»? Как Л. Толстой смог узнать, чтo чувствовала на первом своем взрослом балу юная Наташа Ростова?
Почему создается впечатление, что в «Войне и мире» картину московского пожара 1812 года воссоздает очевидец?
Великое
Наука эта — Текстология.
Само название говорит о том, чем занимается данная наука, — изучением текста. Датировка и атрибуция текстов; творческая история произведений в реально-историческом контексте; реальные, исторические, литературные источники текста; автобиографические черты и роль мировоззрения автора в процессе создания Сочинения; история печатания, цензура, редакторская правка и позднейшая авторская правка для новых изданий; вопросы, связанные с определением основного источника и «научной критикой» текста…
Поле исследования текстолога — творческая лаборатория писателя.
Материалы изучения — прежде всего рукописи сочинения, автографы, копии, авторские письма, дневники, записные книжки.
Текстолог должен до малейших деталей изучить биографию автора, печатные, вещественные источники, мемуарные свидетельства…
Исследуя эти материалы, проникая в тайны творчества писателя, шаг за шагом проходя с ним весь путь создания и печатания произведения, текстолог может сказать, что для него писатель написал много больше, чем просто для читателя или просто литературоведа. Если литературовед-«интерпретатор» может позволить разгуляться воображению, выстраивая гипотезы и делая витиеватые умозаключения, порой далекие от истины, то литературовед-текстолог обязан быть точным (точные даты, точные тексты, точные имена…) — в этой Точности смысл исследования; и не случайно среди литературоведческих дисциплин текстологию называют самой Точной Дисциплиной.
«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная»
- «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А. С. Пушкин) Прекрасным является время, проведенное в компании хорошей книги, или за изучением научных статей; ознакомлением с записанными речами и с эссе великих писателей, мыслителей, ученых. Не менее интересным можно назвать и прочтение их биографий, которое, вкупе с анализом наиболее значимых из их творений, дают возможность понять, как зарождались, двигались к своей совершенной отточенности их великие мысли. […]...
- Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная Роман » Война и мир » — роман-эпопея: в нем отразились сила и характер великого народа в тот момент, когда решалась его судьба. В романе дана широкая панорама общественно-политической жизни России, картины семейного бытия. В центре этих событий — Отечественная война 1812 г., которая стала своеобразной проверкой помыслов, дел и свершений тысяч людей, их моральных […]...
- Сочинение по обществознанию на тему «Наука» Наука занимает огромное место в жизни современного общества. Она помогает нам осваивать действительность рациональными способами, а так же воспроизводить накопленные знания. Наука является одной из трех форм деятельности в духовной жизни и стоит в ряду с искусством и нравственностью. Если смотреть на три этих формы деятельности в общем, то можно увидеть, что все они взаимосвязаны […]...
- Тест по природоведению «Наука о природе. Методы изучения природы» 5 класс Тема: «Наука о природе», «Методы изучения природы». 1 вариант 1. К естественным наукам НЕ относят: 1) историю 2) астрономию 3) физику 4) химию 2. Рассвет и закат — это: 1) тело; 2) вещество; 3)явление; 4) реакция. 3. Наука о небесных телах это: 1) физика; 2) геология; 3) география; 4) астрономия. 4. Наука, изучающая форму, строение […]...
- Что такое наука 7 класс Что такое наука? Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Наука это все, без нее человек был бы до сих пор первобытным. Наука есть везде. она окружает нас. Благодаря ей мы одеваемся, едим да и вообще живем, но никогда еще человек и дня […]...
- Религия и наука Религия, именно она сопровождает нас на протяжении всей жизни. Мы начинаем с ней свой жизненный пути, когда родители отправляют нас на крещение еще младенцами и заканчиваем свои дни также рука об руку с религией, когда молимся в последние часы о благополучии родных. Автор данного текста говорит о том, что религия и наука все время «воюют» […]...
- Конспект урока по географии «География как наука. Путешествия и географические открытия» 6 класс Урок № 1 «География как наука. Путешествия и географические открытия» «Организация наблюдений за погодой» Цели урока : 1. познакомить учащихся с новым предметом — географией; 2.раскрыть особенности содержания курса; 3.показать практическое значение географии на разных этапах развития общества; 4.выяснить, какие задачи решает география; 5.ознакомить с методами географической науки; 6.познакомить учащихся с новым учебником и требованиями […]...
- Наука это истина, помноженная на сомнения Валери (Мини-сочинение ЕГЭ Обществознание) (Аргументы ЕГЭ) В своем высказывании Валери затрагивает проблему неоднозначности научных открытий. По мнению автора, прогресс в научной деятельности человека достигается через сомнения в собственных гипотезах и действиях. Я разделяю данную точку зрения. Чтобы удостовериться в истинности высказывания, стоит обратиться к понятию «наука». И так, наука — форма духовной деятельности людей, производящая знания о природе, обществе и человеке. […]...
- Мой учитель гитары самая-самая «К гитаре надо относиться не как к инструменту для тяжкого труда, а как к подружке на всю жизнь» Ирина Александровна Я хочу рассказать вам о своем педагоге гитары. Звучание гитары мне нравилось всегда, и я попросила родителей отдать меня в музыкальную школу. Придя на прослушивание, я познакомилась со своим будущим педагогом. Когда я увидела ее […]...
- Кто же САМАЯ — САМАЯ для наших детей!? К 8 Марта я попросила ребят написать небольшое сочинение «Она самая…» Кто же оказался той САМОЙ — САМОЙ??? БАБУШКА, МАМА, УЧИТЕЛЬНИЦА, ПЕДАГОГ, СЕСТРА, ПОДРУГА ЧИТАЙТЕ!!! ЕГОР ИВАНОВ МАМА-это самое первое слово, которое в своей судьбе должен сказать ребенок. А мама, впрочем, мне самая дорогая! Елена Юрьевна тоже самая дорогая в моей школе. Она, хоть и […]...
- Сочинение Человек и наука Человек и наука Необходимость заниматься наукой продиктована самой жизнью. В тексте обозначены некоторые главные проблемы, связанные с научной деятельностью человека. Первую проблему можно обозначить так. Человека науки отличают некоторые важные личностные качества: воля, трудолюбие, настойчивость и упорство в достижении цели. Ведь в этой сфере деятельности и теоретические вопросы, и практика исследований очень сложны. Комментарий: в […]...
- Наука. Что мы получаем от науки Что мы получаем от науки — вот вопрос, над которым рассуждает автор. По высказыванию известного писателя Н. Г. Чернышевского, данная проблема является общественно значимой: «В науке хранятся плоды опытности и размышлений человеческого рода, и главнейшим образом на основании науки улучшаются понятия, а потом нравы и жизнь людей». В. Харченко считает, что цель изучения наук — […]...
- Образование, наука и техника в серебрянном веке в России Образование, наука и техника В развитии образования, науки и техники выделяются следующие моменты. На рубеже веков в России сохранялась трехступенчатая система образования: начальное образование давали земские и государственные (церковно-приходские) школы, народные училища (обучение длилось 2-4 года и состояло из передачи элементарных знаний — письмо, чтение, счет, Закон Божий); среднее образование включало в себя четыре элемента: […]...
- «Легенда о Коломне» из кн. «Занимательная топонимика» (Смолицкая) Кто создает легенды? Ответ известен — народ. Конечно, легенду создает какое-то определенное лицо, а при передаче от одного лица другому она обрастает новыми подробностями, новыми поворотами сюжета, меняется внимание к отдельным ее моментам. Народ совершенствует ее, завершает как художественное произведение. Удачная, интересная легенда никогда не имеет определенного автора. И все же известны случаи, когда легенду […]...
- Ошибки — это наука, помогающая нам двигаться вперед Ошибки — это наука, помогающая нам двигаться вперед. «Человек — это звучит гордо!» — писал М. Горький. Ведь человек — обладатель неограниченных возможностей и вместе с тем духовной, нравственной природы. В совокупности эти качества могут привести к величию и процветанию. Но порой все мы совершаем ошибки. Позабыв о морали и переоценив собственную силу, люди совершают […]...
- Реформирование государством системы «наука — государство» Преобразования, произошедшие в системе «наука — государство», трудно оценить однозначно. С одной стороны, есть крупные изменения, которые носят принципиальный характер и охватывают как политические, так и экономические аспекты ее (системы) функционирования. С другой стороны, в реформировании науки, как и в перестройке других сфер общества, много непоследовательности, неразберихи, часто слова не подкрепляются делами, реформы пробуксовывают, а […]...
- Этика как наука нравственности Этика — учение о морали, нравственности. Она дает ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Этика не может снять с личности ответственность за принимаемые решения. за этику нельзя спрятаться, на нее можно опереться. Этика становится действенной в той степени, в какой она получает продолжение в нравственной активности тех, кто имеет […]...
- Наука. Что дает человечеству научно-технический прогресс? По тексту из Открытого банка заданий Что дает человечеству научно-технический прогресс? Именно над этим вопросом заставляет нас задуматься автор данного текста, А. Д. Сахаров — советский физик, академик АН СССР и политический деятель, один из создателей водородной бомбы. Автор текста привлекает внимание читателя, исследуя и анализируя проблему научно — технического прогресса, рассматривает его положительные и отрицательные стороны. А. Д. Сахаров отмечает, […]...
- Образование, наука, изобретения в золотом веке в России Образование, наука, изобретения в золотом веке в России Образование и наука характеризуются следующими моментами. Система образования. Политика государства в отношении просвещения была противоречивой: потребности в образованных кадрах и опасность распространения нежелательных идей поочередно перевешивали друг друга. Поэтому периоды либеральной политики в образовании сменялись консервативно-охранительными мероприятиями, связанными с усилением сословных ограничений и религиозной составляющей образования. Мощнейшими прогрессивными […]...
- Как объясняет наука спонтанное самовозгорание людей? Впервые экспериментально доказана убедительная теория, объясняющая спонтанное самовозгорание людей, отмечает на страницах New Scientist биолог и популяризатор науки Брайан Дж. Форд. Вопреки распространенному в наше время мнению, самовозгорание — не миф, подчеркивает автор. Он описывает, как это происходит: «человек внезапно обращается в огненный шар», «через полчаса остается лишь куча пепла, из которой торчат ноги». Любопытно, […]...
- Рассуждение о доброте по тексту Железникова У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе Доброту можно причислить к способам проявления позитивного отношения к кому-то или чему-то. Такому качеству, как доброта, свойственно превращать людей в отзывчивых личностей, обладающих способностью к проявлению заботы по отношению к окружающим их людям. Мучительным стало для главного персонажа текста Анны Никольской поручение мамы «разобраться» со щенками! Вадиму хочется отыскать приемлемый выход из ситуации, что сложилась. […]...
- Образование, наука, техника в XVIII веке в России Образование, наука, техника Преобразования XVIII в. требовали множества образованных кадров: и для строительства кораблей, и для стрельбы из пушек, и для осуществления чиновничьих функций. Это заставило государство провести масштабные реформы образования. 1. Система органов образования и науки. В XVIII в. в России в результате реформ наконец возникает система образования: появляются госу- дарственные образовательные учреждения на […]...
- Эссе на тему «Политика — наука и искусство, которые касаются каждого» Эссе на тему «Политика — наука и искусство, которые касаются каждого» Слово «политика» в переводе с древнегреческого языка означает искусство управления государством. В словарях это понятие определяется более точно: как направленная деятельность государства или общественных групп в различных сферах: экономике, социальных отношениях, безопасности и прочих. Лучшим афоризмом о политике я считаю слова древнегреческого мыслителя Перикла: […]...
- Сочинение про маму «Моя мама — самая лучшая» Сочинение про маму «Моя Мама — самая лучшая» У меня самая хорошая мама на свете. Мы с моим братом Кириллом очень ее любим. Моя мама — энергичная и современная женщина. Ей тридцать пять лет. Она хорошо выглядит и занимается спортом. Мама ходит в бассейн, любит играть в теннис и бадминтон. Работает мама в транспортной фирме, […]...
- От мальчишек из нашего двора я знаю, что война — самая интересная на свете игра (ЕГЭ по русскому) «… Но это игра… А как выглядит война взаправдашняя». Проблема, которую поднял автор текста Смысл этого фрагмента можно понять следующим образом: маленькая девочка не могла понять значение слова «война.» Обратимся к тексту, чтобы привести аргументы. Аргументы из литературы Во-первых, Лена считала, что «война — это самая интересная на свете игра». Да, возможно, это так и […]...
- «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло» (Д. И. Фонвизин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы) 1. Система дворянского воспитания. 2. Рабская психология и благонравие. 3. Неосознанное отношение к наукам. Ошибки молодых — неиссякаемый источник опыта для тех, кто постарше. В. Брудзиньский Во фразе «наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло» Д. И. Фонвизин дает еще один ключик к пониманию образов его комедии «Недоросль». Они показаны глупыми и неотесанными. […]...
- Моя профессия — самая увлекательная Каждый человек мечтает достичь многого в жизни. А для этого нужно выбрать профессию, которая нравилась бы тебе и приносила пользу людям. Вообще все профессии важны и интересны. Что делали бы мы без строителей, телефонистов, шоферов, артистов, инженеров? Но я выбрала профессию, которая кажется мне самой увлекательной. Это профессия врача. Кто может принести больше пользы, чем […]...
- 20.3.2. Образование и наука в Третий период развития советской культуры 20.3.2. Образование и наука В развитии образования и науки выделяются следующие моменты. 1. Система образования и науки. В результате образовательной реформы 1958 г. (продолжалась до середины 1960-х гг.) окончательно сложилась трехуровневая система советского образования (школа — специальное образование — высшее образование). Содержание реформы: школьная реформа 1958-1964 гг., целью которой было приблизить школу к производству (в […]...
- Сочинение на тему «Моя бабушка — самая лучшая» Вкусные домашние пирожки, каша на молоке, любимое земляничное варенье, вязанные собственными руками варежки, носочки и шапочки, колыбельные песни — все это напоминает мне о моей бабушке. Для меня моя бабушка — самая лучшая! Она добрая, понимающая, трудолюбивая и очень мудрая. Она понимает меня с полуслова, без труда угадывает мое настроение. Когда я была маленькая, она […]...
- Самая страшная картина в мире < p>Самая страшная картина в мире («Паранормальные и аномальные явления») Эту картину под названием «Ему сопротивляются руки» нарисовал Билл Стоунхэм. Скандал начался после одной из выставок. Психически неуравновешенным людям, просматривающим данную картину становилось плохо, они теряли сознание, начинали плакать и т. д. Началось все в 1972, когда картина была нарисована Биллом Стоунхэмом по старой фотографии, […]...
- Наука и культура рубежа веков < p>Начало XX столетия стало временем глобальных естественнонаучных открытий, особенно в области физики и математики. Самыми важными из них стали изобретение беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование феномена радиации. Мировоззрение человечества перевернули создание квантовой теории (1900), специальной (1905) и общей (1916-тысяча девятисот семнадцатого) теории относительности. Прежние представления о строении мира были полностью […]...
- Наука, социальные теории и культура рубежа веков Последнее десятилетие XIX века ознаменовало в русской, да и в мировой культуре новый этап. Фундаментальные естественно-научные открытия, в том числе теория относительности А. Эйнштейна, резко поколебали прежние представления о строении мира, сформированные в традициях европейского Просвещения и основанные на однозначных закономерностях, на фундаментальном принципе предсказуемости того или иного природного явления. Повторяемость и предсказуемость процессов рассматривались […]...
- 20.1.1. Образование и наука в 1917 — конце 1930-х гг Содержание государственной политики большевиков в сфере образования и науки: для «воспитания нового человека» началось создание новой системы учреждений образования и науки с целью преодоления тотальной необразованности населения страны и распространения марксистской идеологии. Партии нужно было создать новую, марксистски ориентированную интеллигенцию. Основные тенденции в развитии образования были следующими. Создание новой системы образования, которое началось с отделения […]...
- Наука. Отношение современников к открытию ученого Открытие ученого не всегда принимается современниками — вот проблема, над которой размышляет А. А. Леонтьев. Вопрос, рассматриваемый автором, для истории науки не нов. Она знает сотни примеров, когда некоторые открытия были не приняты, а иногда и осмеяны коллегами, и стали признанными лишь после смерти ученого. А. А. Леонтьев считает, что очень часто научные открытия недооцениваются […]...
- Карманный оракул, или Наука благоразумия ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Бальтасар Грасиан и Моралес (Baltasar Gracian) Карманный оракул, или Наука благоразумия (Oraculo manual у arte de prudenda) Афоризмы (1647) Автор, в строгой последовательности, озаглавив каждый из своих афоризмов, пишет следующее: В нынешнее время личность достигла зрелости. Все достоинства нанизаны на два стержня — натуру и культуру. Для достижения успеха нужно «действовать скрытно» и […]...
- Самая продолжительная привязанность Бальзака: Зюльма Карро Справка. Зюльма Карро (1796-1889) — приятельница Бальзака. Ей посвящен в 1838 году роман «Банкирский дом Нусингена». В посвящении к ней обращены такие строки: «Вам, чей возвышенный и неподкупный ум — сокровище для друзей, Вам, кто для меня — и публика, и самая снисходительная из сестер». Когда еще только завязывались недолгие отношения писателя с герцогиней д’Абрантес, […]...
- Самая добрая книга: «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери Антуан де Сент-Экзюпери — французский летчик-истребитель, погибший на боевом вылете, который прославился во всем мире как писатель. Он создал не так уж много произведений, но одно из них сделало его самым любимым писателем для миллионов детей и взрослых людей. Я говорю о его сказочной и вместе с тем философской повести «Маленький принц». Сюжет для Сент-Экзюпери […]...
- «Прошлым летом в Чулимске» самая поэтичная из пьес Александра Вампилова Поэзия в ней вырастает почти до символа. Точная обрисованность быта органично сплавлена с высоким трагическим звучанием. Нас привлекли в пьесе ее нравственный максимализм, бескомпромиссность чувств, поистине чеховская требовательность к человеку и такая же щемящая за него боль». Исследователи всесторонне и убедительно выявили литературно-генетические связи пьес Александра Вампилова с драматургией Гоголя, Сухово-Кобылина, Чехова. Не прошли они […]...
- Сочинение на тему: «Наука и знания» Мы все учимся в школе. Она дает действительно большие знания, которые потом каждый человек совершенствует, выбрав собственную тропу в жизни. Это касается не только знаний из какой-либо отрасли — математической, химической, сельскохозяйственной, филологической и т. д., — но и жизненного опыта, духовных исканий. Школа имеет большое значение для каждого. Но настоящий фундамент интеллекта, нравственных, духовных, […]...
- Рассуждение о доброте по тексту Железникову У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе Доброта — одно из главных качеств человека, проявляющееся в словах и действиях. Благодаря доброму сердцу мы становимся отзывчивыми, терпимыми, способными принимать и переживать боль другого как свою собственную. Детские сказки учат, что добро обязательно побеждает зло. Мы свято верим в справедливость и она вселяет надежду на счастливое будущее. В тексте Владимира Железникова повествуется о Валерке […]...