Татьяна – нравственный и эстетический идеал поэта. Цельность характера героини
Тема.
Татьяна – нравственный и эстетический идеал поэта. Цельность характера героини. Близость к народной жизни
Цели:
совершенствовать умение собирать необходимый материал для характеристики героя; раскрыть основные качества характера главной героини, показать ее нравственное совершенство; развивать умение строить связное высказывание, опираясь на мнение автора и собственное впечатление; воспитывать в духе верности долгу, честности, благородства.
Оборудование:
иллюстрации к роману “Евгений Онегин”; эпиграф
Ф. М. Достоевский ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. приветствие учителя 2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь II.
Проверка домашнего задания Индивидуальный опрос. Чтение наизусть отрывка из романа “Мой дядя самых честных правил…” (для тех, кто не отвечал) III. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности Обращение к эпиграфу урока – Согласны ли вы с мнением Ф.
М. Достоевского?
– Приведите несколько аргументов “за” или “против”.
– расскажите о детстве Татьяны. В какой семье она выросла?
Каким был круг ее чтения? Почему рано ощутила свое одиночество?
– Что происходит в душе Татьяны, когда она встречает Онегина? Почему? – Почему Татьяна решилась написать письмо Онегину? Почему в обращении к Евгению она переходит от “Вы” к “ты” и обратно? – Прочитайте письмо Татьяны к Онегину, постарайтесь передать выразительностью и интонацией ее чувства и переживания.
(Читают девочки.)
– Как восприняла Татьяна “строгий разговор” Онегина в саду по поводу ее письма? Что, возможно, она поняла уже тогда? (Возможно, она увидела жестокость, способность Онегина безжалостно отвечать на наивные и искренние чувства.
Может быть, уже тогда рождается та “равнодушная княгиня”, которая так поразила Евгения в Петербурге.)
– “И начинает понемногу Моя Татьяна понимать теперь яснее – слава богу – того, по ком она вздыхать осуждена судьбою властной…” – так рассказывает поэт о Татьяне, посетившей “келью модную” Онегина.
Что поняла она в Онегине? В чем состояли ее трагические открытия и на чем они основывались? Произошла ли перемена в самой Татьяне? Перестала ли она любить Онегина? – русский поэт XX в. Евгений Винокуров писал: “Дон Кихот и Татьяна – оба во власти своей высокой Иллюзии: один – добра, другая – любви.
У обоих идеал: один принимает мельницы за великанов, другая – светское ничтожество за идеал.
Но эта иллюзия, по Пушкину, нужна… высокое нужно в жизни”. Прав ли Винокуров? – Почему именно после посещения дома Онегина в деревне Татьяна соглашается ехать “в Москву на ярмарку невест”? Что рассказывает поэт в VII главе о думах, переживаниях Татьяны, приехавшей в Москву?
Остается ли она прежней – такой, какой была в деревне? Š Современник Пушкина поэт Катенин считал, что переход от Татьяны – уездной барышни к Татьяне – светской даме слишком неожидан и необъясним. Справедливо ли это мнение? Š Прочитайте письмо Онегина Татьяне, постарайтесь передать в чтении чувства Онегина. (Читают мальчики.)
Š Как Татьяна восприняла письмо Онегина? (Сидит, не убрана, бледна, Письмо какое-то читает И тихо слезы льет рекой, Опершись на руку щекой…)
Š Прочитайте ответный монолог Татьяны. (Читают девочки.) Чем различаются по общему настроению письмо Онегина и монолог Татьяны? Как меняются чувства героев? Š Сопоставьте высказывания В.
Г. Белинского и Ф. М. Достоевского по поводу объяснения Татьяны с Онегиным. Кто, с вашей точки зрения, более прав? Как вы сами можете объяснить мотивы ответа Татьяны?
В. Г. Белинский “В этом объяснении высказалось все, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою, развитою обществом,- все: и пламенная страсть и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота, и святость наивных движений благородной натуры, и резонерство, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которою замаскирована рабская боязнь общественного мнения… Основная мысль упреков Татьяны состоит в убеждении, что Онегин потому только не полюбил ее тогда, что в этом не было для него очарования, соблазна; а теперь его приводит к ее ногам жажда скандалезной славы… Во всем так и пробивается страх за свою добродетель…
Татьяна не любит света и за счастье почла бы навсегда оставить его для деревни. но пока она в свете, его мнение всегда будет ее идолом.
Ф. М. Достоевский “нет, это та же Таня, та же прежняя, деревенская Таня! Она не испорчена, она, напротив, удручена этою пышною петербургскою жизнью, надломлена и страдает… И вот она твердо говорит Онегину: Но я другому отдана И буду век ему верна. Высказала она именно как русская женщина, в этом ее апофеоз…
Потому ли она отказалась идти за ним, что…
Не способна на смелый шаг, не в силах пожертвовать обаянием почестей, светского своего значения, условиями добродетели? нет, русская женщина смело пойдет за тем, во что поверит. но она “другому отдана и будет век ему верна”. Кому же, чему же верна? Каким это обязанностям?..
Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он – ее муж.
Измена покроет его позором, стыдом и убьет его. а разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа”.
– литературовед В. лакшин пишет: “Из женщин, подобных татьяне, выходили декабристки, отправившиеся за мужьями в Сибирь”. Прав ли лакшин в такой оценке Татьяны? (Возможный прототип Татьяны – М.
Волконская.)
– В VIII главе Пушкин сказал о своей музе: “И вот она в саду моем Явилась барышней уездной, С печальной думою в очах, С французской книгою в руках… ” Уездная барышня – это, конечно, Татьяна. Какие черты позволили ей стать музой поэта?
– В. Кюхельбекер отмечал: “Поэт в своей восьмой главе похож сам на татьяну”. Действительно, 11 строфа VIII главы подтверждает это мнение.
Ведь не только автор, но и Татьяна может сказать так: “несносно… …вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней ни общих мнений, ни страстей”. найдите в тексте VIII главы другие примеры, подтверждающие, что поэт и его героиня одинаково смотрят на жизнь, на своих современников.
V. Подведение итогов урока
. Рефлексия Обращение к теме урока – Что в татьяне является нравственным и эстетическим идеалом Пушкина? – Как вы поняли смысл выражения “цельность героини характера”?
– В чем проявилась близость к народной жизни Татьяны?
VI. Домашнее задание
1) Выучить наизусть “Письмо Татьяны Онегину” (девочки), “Письмо Онегина татьяне” (мальчики). 2) найти в романе лирические отступления, определить их темы и идеи, сделать краткие записи в виде тезисного или цитатного плана.