Татьяна — «милый идеал» автора
Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней, Теченье сельского досуга Мечтами украшало ей. А. С. Пушкин В критической статье, посвященной роману Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», Белинский писал, что это «самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии». Отмечая заслугу поэта в том, что «он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего автора в том, что
Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива… Лишая героиню яркой и броской внешности, Пушкин подчеркивает внутреннюю красоту, богатый духовный мир и гармонию ее личности. Татьяна самодостаточна, ей не требуется искусственного дополнения.
С детства ощущались в ней цельное и
Это достаточно легкомысленно, но так поступают почти все юные читательницы. Романтическая натура Татьяны не могла не заметить Онегина и не тяновить выбора на нем: очень уж он отличался от остальных поместных дворян. В письме герою она напишет: Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой…
Ты чуть вошел, я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он! Татьяна чиста и благородна, ей чуждо кокетство, лукавство и жеманство. Она идет к своей любви с открытыми душой и сердцем. «Литературные» трагедии не дали героине опыта, ей нужно было самой попасть в «сладостный плен» и с горечью очнуться от мечтаний.
Жизнь оказалась суровее, чем представлялась из окна родного дома. Татьяна тяжело переживает холодность Онегина. Гибель на дуэли Ленского воздвигает барьер между нею и Онегиным — он уезжает путешествовать. Но героиня не только страдает, она хочет лучше понять Евгения, определить причину данного характера.
Посещая его усадьбу, читая книги с пометками на полях рукой Евгения, Татьяна видит героя изнутри, начинает осознавать, кого полюбила. Чудак печальный и опасный, Созданье ада иль небес, Сей ангел, сей надменный бес, «то ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще… не пародия ли он: Уединенные прогулки, размышления об Онегине подготовили Татьяну Ларину к тому «перерождению», которое произошло с ней в Петербурге Недаром Онегин едва узнал в сдержанной и «неприступной светской даме Татьяну.
Но как она изменилась! Его Урок усвоен героиней великолепно. При встрече с ним: Княгиня смотрит на него…
И что ей душу ни смутило, Как сильно ни была она Удивлена, поражена, Но ей ничто не изменило: В ней сохранился тот же тон, Был так же тих ее поклон. Автор откровенно любуется Татьяной, она выгодно отличается от окружающего ее общества, видит суетность и пустоту столичной жизни, мечтает оказаться в деревне, где была счастлива и страдала, но в окружении родных, а главное, была предоставлена самой себе. Здесь же вынуждена подчиняться зако нам светской жизни, которую сравнивает с «маскарадом» Любовь к Онегину не угасла, она ушла вглубь.
Героиня мучается, но как благородно это страдание! «А счастье было так возможно, Так близко!.. Но судьба моя Уж решена… Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; И буду век ему верна». Это горькое признание на многие годы стало примером для русских женщин, сохранивших верность долгу.
Здесь скорее не жертвенность, а почти самопожертвование. Такими, я думаю, были жены декабристов. В этом видел идеал женщины и поэт.