Татьяна Ларина и Наташа Ростова: сравнительная характеристика



План сочинения Татьяна Ларина и Наташа Ростова: сравнительная характеристика

I. Вступление

Татьяна Ларина и Наташа Ростова – любимые героини Пушкина и Толстого. В их образах есть как черты сходства, так и различия.

II. Главная часть

1. Общее:

а) происхождение, социальное положение. Обе героини – дворянки, принадлежат к среднему слою дворянского общест­ва и живут примерно в одну эпоху: первую треть XIX века;

б) у обеих нетипичный характер, обе выделяются в собст­венных семьях своей незаурядностью, хотя и имеют во мно­гом

противоположные характеры.

Татьяна, “дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой”.

Наташа, живая, импульсивная, общительная, решитель­ная. Но недаром князь Андрей говорит, что Ростовы не по­нимают “ни на волос того сокровища, которое они имеют в Наташе”.

Характеры героинь во многом складываются стихийно.

Незаурядность Татьяны оценил Онегин, сравнив ее с по­шлой, обыкновенной Ольгой. Нетипичность Наташи отметил Болконский: “Что-то в ней есть свежее, особенное, не петер­бургское, отличающее ее”;

в) и о Татьяне, и о Наташе

можно сказать, что они “рус­ские душою”.

– Характер Татьяны сложился в значительной степени под воздействием национальных традиций, преданий, “привычек милой старины” (см. план “Проблема воспитания в романе “Евгений Онегин”).

То же можно сказать и о Наташе. (Не случайно обряд га­дания девушек на святках общий в романах.)

– на обеих героинь серьезное воздействие оказала русская природа.

О Татьяне с этой точки зрения см. план “Пейзаж в рома­нах А.С. Пушкина и И.С. Тургенева”.

Самые поэтичные страницы “Войны и мира” связаны с картинами природы, или переданными через восприятие На­таши, или неотделимыми от ее образа (лунная ночь в Отрад­ном, катание на санях на святках, охота Ростовых). Не слу­чайно большую часть жизни Наташа проводит в деревне и в эпилоге романа является не столичной, а сельской житель­ницей.

– влияние европейской культуры не размыло в них под­линно русские черты. Ни круг чтения (европейские сентимен­тальные романы), ни неумение писать по-русски (к Онегину она обращается по-французски) не мешает Татьяне думать, чувствовать и поступать как русской женщине: она руково­дствуется народными представлениями о нравственности, в частности, когда отказывает Онегину в любви.

Толстой отмечает, что “воспитанная эмигранткой-француженкой” Наташа не могла также не приобщиться к европей­ской культуре. Но писатель подчеркивает, что “русский дух”, впитанный Наташей “из того русского воздуха, которым она дышала”, вытесняет все иное (сцена пляски Наташи в доме дядюшки).

г) и Татьяна, и Наташа умеют “любить не шутя”.

Татьяна полюбила однажды и навсегда. При этом ей важно

не сделать несчастными своих близких: “Меня с слезами за­клинаний молила мать…”. Любя, она думает прежде всего о других (“Мой муж в сраженьях изувечен…”), умея забыть о себе. Тем самым она следует православным традициям в люб­ви: “…Я другому отдана, я буду век ему верна”.

Для Наташи “сущность ее жизни – любовь: проснулась любовь, и проснулась жизнь”. Она может жить только любя. Ее любви хватает на родных, близких и всех людей, нуждаю­щихся в ней (эпизод с ранеными, в котором она яростно кри­чит Бергу: “Разве мы немцы какие-нибудь!”). Ее увлечение Анатолем – это “обходной путь”, когда Наташу лишают пра­ва любить;

д) обе героини – цельные натуры, которые не разъедает самоанализ и рефлексия, свойственные героям-мужчинам (Онегину, Андрею Болконскому и Пьеру Безухову), в чем они и превосходят последних.

Цельность Татьяны проявляется в чувстве собственного достоинства, во внутренней свободе (пишет письмо Онегину, не сообразуясь с мнением света). Такой она предстает в вось­мой главе, “покойна и вольна” (строфа XXII).

Цельность Наташи – в ее естественности и искренности во всех ситуациях (см. план “Женские образы в романе Тол­стого “Война и мир”).

е) и Пушкин, и Толстой делают своих героинь внешне не­красивыми. Эта портретная деталь сходства очень существен­на: обоим авторам было важно подчеркнуть душевную красо­ту героинь.

2. Различия:

а) Пушкин одним из первых в русской литературе показал, какое влияние на жизнь человека оказывает круг чтения (см. план “Проблема воспитания в романе “Евгений Онегин”), в частности, он повлиял на Татьяну, на неверное восприятие ею Онегина (третья глава, строфа X; седьмая глава, строфы XXII- XXV);

Наташа формируется вне книжного влияния, т.к. Толстой вообще скептически относился к рациональному познанию мира и к книжному знанию в частности. Наташа познает мир интуитивно, внерационально, и это, по Толстому, самый вер­ный путь;

б) различны итоги, к которым авторы приводят своих ге­роинь в финалах романов.

Любовь Татьяны к Онегину трагична, т.к. безнадежна: со­единиться они уже не смогут. И Татьяне остается только ил­люзия, что “счастье было так возможно, так близко”. Это не может не вызывать сочувствия к героине. Не случайно она са­ма называет себя “бедной Таней”.

Такой финал выражает идею автора о том, что исход взаимоотношений Татьяны и Онегина предопределило полученное ими воспитание (см. план на указанную тему).

Наташе Толстой дает именно то счастье, которого она только и желала для себя, счастье семейной жизни в окруже­нии детей. Такой финал выражает идею автора о том, что именно в семье реализуется идеал единения людей, идеал “роевой жизни”.

III. Заключение

Создавая образ Наташи Ростовой, Толстой наследовал пушкинскую традицию, в частности, и том, что характер изо­бражается в развитии, но при этом в нем акцентируется неиз­меняемое ядро. В то же время нельзя не заметить и подспуд­ной полемики с пушкинским пониманием путей постижения жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Татьяна Ларина и Наташа Ростова: сравнительная характеристика