Сюжетные тайны романа “Гарри Поттер и Принц-полукровка”

Отгремела на экранах экранизация шестой части саги о Гарри Поттере, оставив у многих в душе осадок в виде недоумения и разочарования. Ваш покорный слуга тоже относится к числу этих “многих”. На мой взгляд, экранизации цикла Г. П., стартовавшие весьма бодро, раз от разу становятся все скомканнее и невнятнее.

Отчасти это из-за увеличившегося объема последних книг и изменения их содержания, но все же кузнецам из Фабрики Грез можно было стараться чуть больше. И уж конечно, “Принц-полукровка”, один из лучших романов серии, заслуживал

более достойного переноса на киноленту. Однако все же поговорим о книге.

После мрачного и монументального Ордена Феникса шестой том, как ни удивительно, является своеобразной отдушиной. Роулинг в некотором смысле возвращается к истокам в лице Философского камня и Тайной комнаты. В тексте нет больше удушливой атмосферы тревоги и недоверия. Как было констатировано в заключительной главе пятой книги, вторая война против лорда Волан-де-Морта началась.

Это послужило разрядкой, решившей многие проблемы героев. Шпионские игры, недомолвки и

закулисная борьба кончились; противостояние с врагами теперь идет в открытую. Ну, а на передовой, разумеется, легче дышится.

Кому как, а мне эта перемена была исключительно приятной.

Немаловажный факт: к нам вернулись сюжетные тайны и загадки, изначально составлявшие кладку для каждой книги. Они вернулись в лице таинственного и гениального Принца-полукровки, у которого Гарри бессовестно списывает рецепты зелий; в лице непонятных исчезновений Драко Малфоя, которого главные герои никак не могут поймать за руку; и, конечно, в лице тайн детства и юности Тома Реддла, которые в итоге дадут надежду на победу над Темным Лордом. “Орден Феникса” был хорош, но по большей части лишил нас этого маленького удовольствия – ощущать щекотание в жилах в ожидании развязки очередной интригующей тайны и восторга перед авторским мастерством после очередной изящной разгадки.

В личностях персонажей тоже наблюдается некоторая рецессия: после душевных мук, метаний и сложных перипетий в пятой книге здесь они предстают более простыми и детскими. Большинство их проблем – типично подростковые, и решают они их с детской непосредственностью и наивностью. Новая (и на сей раз настоящая) любовь Гарри, очередные матчи по квиддичу, “мухлеж” на уроках зельеварения, манипуляции с чудаковатым профессором Слизнортом – все происходит и воспринимается как-то легко, непринужденно.

Не особо мешают этому даже похищения и убийства в первых трех четвертях романа. Недоглядка автора? Непроработанность?..

Я все же склонен полагать, что это сделано намеренно. Тем более что к финалу книги все, сказанное выше, не имеет никакого отношения.

Последние главы “Принца-полукровки” – это что-то совсем другое, отделенное от остального текста. В них происходит окончательный и бесповоротный переход из мира детства в мир взрослый, где бевзозвратно рушатся вера и идеалы, слова “отчаяние” и “предательство” перестают быть просто набором букв, и еще вчера бывший ребенком человек осознает, что остается совсем один. Финальные страницы “Принца-полукровки”, как звучащий в них плач феникса, стали пронзительным реквиемом прежнему миру Гарри Поттера, представив вещи во всей взрослой прагматичности и жестокости. Так завершился тяжелый переход, начавшийся еще в Кубке Огня.

И заключительный седьмой том долгого повествования будет уже про взрослых людей со взрослыми проблемами.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сюжетные тайны романа “Гарри Поттер и Принц-полукровка”