Сюжетно – ролевая игра “Больница” для старших дошкольников
Автор: Кузнецова Марина Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада общеразвивающего вида №186 городского округа Самара
Данный сюжет игры “Больница ” предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Сюжетно – ролевая игра “Больница “
Программное содержание игры:
-развивать и обогащать сюжет игры “Больница “;
-отражать в игре труд медицинских работников;
-развивать интерес детей к этой теме путем наблюдений, бесед, чтения, советов и личного участия в игровой деятельности;
-побуждать к
-формировать умение объединяться в игре, распределять роли;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение считаться с интересами товарищей, оказывать им посильную помощь.
Содержание игры
В начале года воспитатели выясняют посредством бесед об имеющихся знаниях у детей, о работе медицинского персонала. Вместе с детьми рассматривают уголок, отведенный под игру “Больница “. Дети видят в уголке кушетку, стол, накрытый белой скатертью. На столе стоят телефон, вертушка коробками
В уголке есть шкафчик с аптечкой ростомер. Уголок отделен от группы ширмой, на которой висят халаты, косынки и шапочки.
Вместе с детьми определить место каждого атрибута и строго следить за этим. Выявив знания, воспитатель сначала роль медсестры, врача берет на себя, а затем эти роли поручаются отдельным ребятам. Воспитатель время от времени берет на себя роль пациента, матери больной “дочки “. В сентябре воспитатель знакомит с произведениями К. Чуковского “Айболит “. И после бесед, после рассматривания иллюстраций поликлинику превращают в больницу для больных зверей.
Произведение в течение года читается детям неоднократно.
В октябре с детьми проводится экскурсия в медицинский кабинет. Дети наблюдают, как врач слушает, смотрит горло, беседует с больным ребенком. Затем все эти действия переносятся в игру. В ходе игры и используются загадки, пословицы, картинки.
Воспитатель в одной из игр еще раз показывает действие врача фонендоскопом.
В ноябре экскурсия повторяется, но теперь дети наблюдают, как медсестра делает укол. И в последующих беседах воспитателя с детьми строго разграничивается обязанность медсестры и врача. В играх дети передают свои наблюдения.
В ноябре – декабре в ходе игр все эти полученные знания закрепляются и повторяются, пополняются посредством бесед, рассматривания картинок, чтения художественной литературы.
В январе детей знакомят с работой “скорой помощи “. В игре прибавляются роли: шофер скорой помощи, санитары. Поначалу поочередно воспитатель берет роль на себя, а затем эти роли выполняют дети.
В течение года проводятся еще экскурсии в медкабинет с целью осмотра шкафчика с лекарствами, наблюдения за взаимоотношениями врача и медсестры. Медсестра выполняет указания врача.
Повести работу с родителями о том, чтобы во время посещения поликлиники обратили внимание детей на работу регистратуры.
В конце года сходить на экскурсию в подготовительную группу и понаблюдать за игрой старших детей в больницу.
В итоге проделанной работы в конце года все дети могут выполнять в игре роли врача, медсестры, шофера, санитаров.
Активизация словаря
Врач, медсестра, кушетка, термометр, фонендоскоп, шприц, грелка, шпатель, носилки, йод, зеленка.
Атрибуты к игре
1.Кушетка
2.Подставка для лекарства
3.Набор медикаментов (коробочки)
4.Ростомер
5.Медицинские халаты
6.Косынки для медсестры
7.Шапочки для врача
8.Сумка с крестом
9.Шпатели
10.Термометры
11.Грелка
12.Фонендоскоп
13.Шприц
14.Биты, вата
15.Носилки
16.Телефон
17.Силуэт “Скорой помощи “
18.Ширма
Тематика занятий по месяца на весь год
Сентябрь
Задачи (программное содержание) | Занятия | Художественная литература | Загадки, Пословицы | Труд | Руководство Игрой | Иллюстративно – наглядный материал |
Выяснить и закрепить имеющиеся знания у детей о работе медработников. Активизация словаря: врач, медсестра. | 1.Беседа о работе медперсонала. 2.Чтение произведения К. Чуковского “Айболит “. | М. Познанская “Если внезапно случится беда, врач, медсестра вам помогут всегда “ | Я под мышкой посижу И что делать укажу: Или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Градусник) | Регулярно наводить Порядок в уголке, где расположена игра. | Показ выполнения простейших действий врача, медсестры. | Внесение картинок, отражающих работу медсестры, врача. |
Октябрь
Учить детей простейшим игровым действиям, знакомым ребенку по собственному жизненному опыту. Активизация словаря: термометр, фонендоскоп. | 1.Экскурсия в кабинет врача. Вопросы: – Что Делает врач? (слушает, записывает). – Какая она? (ласковая, вежливая) 2.Эпизодическая беседа о том, что делает врач (слушает), чем слушает, какими предметами пользуется. | М. Познанская “Про белый халат и наших ребят “. Сидоров “Больной мишка “ | Кто в дни болезней всех полезней И лечит нас от всех болезней? (Доктор) | Наведение порядка в игровом уголке “Больница “ | 1.Показ воспитателем действия врача с фонендоскопом. 2. придумывание воспитателем небольшого сюжета с небольшим количеством лиц с простыми предметами, действиями. (Таня заболела, пришел врач и стал лечить). Поставил градусник, температуру высокая, послушал трубочкой, дал лекарство. | Внесение фонендоскопа |
Ноябрь
Воспитание интереса к труду медсестры. Закрепить и дать новое о ее труде. Формировать умение играть вдвоем, рядом. Активизация словаря: шприц, грелка. | 1.Экскурсия в медкабинет (наблюдение за тем, как медсестра делает укол). Вопросы: -Как работает медсестра? – Что она сейчас делает? -Чем пользуется, делая укол? 2. Разговор – беседа о работе медсестры (Что делает? Чем делает уколы? Как разговаривает с детьми?) 3.Показать предметы, с которыми работает медсестра (шприц, градусник, вата, бинт, йод, зеленка). | Чтение глав из книги А. Кардашова “Наш доктор “. Г. Глушнев “Я больной “, Ю. Шипаев “Я сегодня медсестра “ | Из резины я, друзья, Продаюсь в аптеке я. Холодна, когда пустая, и горячею бываю: кипятку налей в меня, и тебя согрею я. (грелка) | Поделка порошков (из бумаги) | Играя с детьми, воспитатель напоминает действие медсестры со шприцем. Поощрять совместную слаженную работу – игру. Взять роль медсестры, медсестра помогает врачу, подает ему инструменты, измеряет температуру, делает уколы. | Внести шприц, грелку, картинку, где медсестра делает укол |
Декабрь
Закрепить и дополнить знания детей о работе врача. Воспитывать общие интересы, дружеские взаимоотношения в игре. Активизация словаря: Шпатель | 1.Экскурсия в медкабинет. Наблюдение за работой врача. -Что делает врач? . -Чем она пользуется? (шпатель – лопаточка). -Горло болит. Что делает врач? (вспрыскивает лекарство) 2.Эпизодическая беседа о виденной работе врача. 3.Беседа после игры. -Как дети играли? -Хорошо ли вели по отношению друг к другу? -Как обращается врач с больными? 4. Дидактическая игра “Что нужно врачу для работы? “ | Д. Ткач “Врач “, Викторов “Доктор “, Иван Миячев “Врач “ | Уборка в игровом уголке “Больница “ | Разговор с детьми на тему: “Как можно поиграть? “ Уточнить приемы лечения. Воспитатель в роли врача – образец действий врача. | Внести шпатель |
Январь
Формировать у ребенка интерес, внимательное отношение к игре товарища. Продолжать формировать умение играть вместе, распределять роли. Пополнять знания детей о работе скорой помощи. Активизация словаря: Носилки | 1.Эпизиодическая беседа о поведении врача (вежливый, внимательный, скромный). 2.Рассказ – беседа о работе скорой помощи. (Врач приезжает на Дом, лечит, прослушивает, осматривает; медсестра делает уколы, кладет грелку. В больницу кладут больного. Лечат его. По телефону сообщают о здоровье больных. 3. Аппликация “Машина скорой помощи “ | Влад Титов “Добрый врач “. Викторов “Доктор “ | Стирка косынок, шапочки для врача. | Развитие сюжета (опрос воспитателя о последовательности действий врача). Дать совет, как договориться в ходе игры. | Вести изображение машины “скорая помощь ” (картины или фанера, носилки) |
Февраль
Продолжать формировать умение связно передавать в игре несколько последовательных эпизодов. Развивать инициативу ребят. | 1.Сюжетно – ролевая игра “Врач приехал к больной | Влад Титов “Добрый врач “. Викторов “Доктор “ | Стирка косынок, шапочки для врача. | Развитие сюжета (опрос воспитателя о последовательности действий врача). Дать совет, как договориться в ходе игры. | Вести изображение машины “скорая помощь ” (картины или фанера, носилки) |
Март
Побуждать изображать в игре положительные стороны жизни и деятельности окружающих. Уметь в игре отражать труд врача, медсестры. | Экскурсия в медкабинет. Уточнить работу медсестры и врача в процессе наблюдения. Обратить внимание, чем лечит врач, как выполняет указания врача медсестра (взаимоотношения путем советов, накоплений, прояснений). | Отрывок из книги Михалкова “Дядя Степа на осмотре у врачей), С. Михалков “Прививка “ | У кого температура, ставлю градусник тому, а кому нужна микстура, и микстура, и микстуры дам ему. (Медсестра) | Поделка порошков. | Контроль за игрой. |
Апрель
Расширять знания детей о работе медработников. Продолжать формировать дружеские взаимоотношения в процессе игры. | Провести работу с родителями, чтобы при посещении поликлиники обратили внимание на работу регистратуры. В группе эпизодические беседы о работе регистратуры. | Маяковский “Кем быть ” (отрывок). Синявский “Стану я ветеринаром “. | Привлечь детей к поделке карточек для регистратуры. | Напоминание о вежливом обращении друг с другом. |
Май
Продолжать формировать умение развивать сюжет игры. | Экскурсия в подготовительную группу. Наблюдение за игрой старшими детей. | С. Михалков “Для больного человека “. Е. Благинина “Аленушка “ | Я хожу в халате белом, Занимаюсь важным делом. Не болели, чтобы детки, им даю глотать таблетки. (Врач). | Советом способствовать развитию игры. Распределить между детьми роли. Предложить рассказать, что будет делать каждый. |