Сюжетно-композиционные особенности поэмы “Василий Теркин” Твардовского А. Т



Тему поэмы “Василий Теркин” сформулировал сам автор в подзаголовке: “Книга про бойца”, то есть произведение рассказывает о войне и человеке на войне. Герой поэмы – рядовой боец-пехотинец, что чрезвычайно важно, так как, по убеждению Твардовского, именно простой солдат является главным героем и победителем в Отечественной войне. Эту мысль продолжит спустя десять лет М. А. Шолохов, который в “Судьбе человека” изобразит рядового солдата Андрея Соколова, а потом простые бойцы и младшие офицеры станут героями военных повестей

Ю. В. Бондарева, В. Л. Кондратьева, В. П. Астафьева.

Следует заметить кстати, что легендарный Маршал Советского Союза Г. К. Жуков свою книгу “Воспоминания и размышления” тоже посвятил русскому солдату.
Идея поэмы выражена в образе заглавного героя: автора интересуют не столько события войны, сколько характер русского народа (он не противопоставляется советскому), который раскрылся в тяжелых военных испытаниях. Василий Теркин представляет собой обобщенный образ народа, он – “русский чудо-человек” (“От автора”). Благодаря его мужеству, стойкости, находчивости, чувству долга Советский Союз

(при примерном техническом паритете) одержал победу над фашистской Германией. Эту главную идею Отечественной войны и своего произведения Твардовский высказывает в конце поэмы:

Сила силе доказала:
Сила силе – не ровня.
Есть металл прочней металла,
Есть огонь страшней огня. (“В бане”)
“Василий Теркин” – поэма, ее жанровое своеобразие выразилось в соединении эпических сцен, изображающих различные военные эпизоды, с лирическими отступлениями-размышлениями, в которых автор, не скрывая своих чувств, рассуждает о войне, о своем герое. Иными словами, Твардовский создал лиро-эпическую поэму.
Автор рисует различные картины боев в главах: “Переправа”, “Бой в болоте”, “Кто стрелял?”, “Теркин ранен” и других. Отличительной особенностью этих глав является показ будней войны. Твардовский находится рядом со своим героем и описывает подвиги солдата без возвышейного пафоса, но и не упуская многочисленных деталей.

Например, в главе “Кто стрелял?” изображается немецкая бомбежка окопов, в которых спрятались советские бойцы. Автор передает ощущение человека, который ничего не может изменить в смертельно опасной ситуации, но, замерев, должен только ждать, пролетит бомба мимо или угодит прямо в него:
И какой ты вдруг покорный
На груди лежишь земной,
Заслонясь от смерти черной
Только собственной спиной.
Ты лежишь ничком, парнишка
Двадцати неполных лет.
Вот сейчас тебе и крышка,
Вот тебя уже и нет.
В поэме описывается и недолгий отдых на войне, жизнь солдата в промежутках между боями. Этих глав, кажется, не меньше, чем глав о военных эпизодах. Сюда можно отнести: “Гармонь”, “Два солдата”, “На привале”, “В бане” и другие.

В главе “Про солдата-сироту” изображается эпизод, когда солдат оказался совсем близко от родной деревни, в которой не был с начала войны. Он отпрашивается у командира на два часа, чтобы навестить родственников. Солдат бежит по знакомым с детства местам, узнает дорогу, речку, но на месте деревни видит только высоченный бурьян, и ни одной живой души:
Вот и взгорье, вот и речка,
Глушь, бурьян солдату в рост,
Да на столбике дощечка:
Мол, деревня Красный мост…
У дощечки на развилке,
Сняв пилотку, наш солдат
Постоял, как на могилке,
И пора ему назад.
Когда он возвратился в свою часть, товарищи догадались по его виду обо всем, ни о чем не спросили, но оставили ему ужин:
Но, бездомный и безродный,
Воротившись в батальон,
Ел солдат свой суп холодный
После всех, и плакал он.
В нескольких главах “От автора” прямо выражается лирическое содержание поэмы (поэт высказывает свои взгляды на поэзию, объясняет свое отношение к Василию Теркину), а в эпических главах автор сопровождает рассказ о военных событиях своим взволнованным, эмоциональным комментарием. Например, в главе “Переправа” поэт с болью изображает солдат, которые погибают в холодных водах реки:

И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно…
Или в главе “Гармонь” автор описывает, как во время случайной остановки солдаты, чтобы согреться, затеяли танцы на дороге. Поэт с грустью и приязнью смотрит на бойцов, которые, забыв на несколько минут о смерти, о горестях войны, весело пляшут на трескучем морозе:
А гармонь зовет куда-то.
Далеко, легко ведет.
Нет, какой вы все, ребята,
Удивительный народ.
Кому принадлежит это замечание – автору или Теркину, что играет на гармонии наблюдает за танцующими парами? Точно сказать невозможно: автор иногда намеренно как бы сливается с героем, потому что наделил героя собственными мыслями и чувствами. Об этом поэт заявляет в главе “О себе”:
И скажу тебе, не скрою, –
В этой книге там ли, сям,
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
За меня гласит порой. Следующей сюжетно-композиционной особенностью поэмы является то, что книга не имеет завязки и развязки: Словом, книга про бойца Без начала, без конца. Почему так – без начала?

Потому, что сроку мало Начинать ее сначала. Почему же без конца? Просто жалко молодца. (“От автора”) Поэма “Василий Теркин” создавалась Твардовским во время Великой Отечественной войны и состоит из отдельных глав, отдельных зарисовок, которые объединены образом главного героя. После войны автор не стал дополнять поэму новыми эпизодами, то есть придумывать экспозицию (разворачивать довоенную историю Теркина) и завязку (например, изображать первый бой героя с фашистами).

Твардовский просто дописал в 1945-1946 годах вступление “От автора” и заключение “От автора”. Таким образом, поэма получилась весьма оригинальной по композиции: привычных экспозиции, завязки, кульминации, развязки в общей сюжетной линии нет. Из-за этого сам Твардовский затруднялся определить жанр “Василия Теркина”: ведь поэма предполагает сюжетное повествование.
При свободном построении общей сюжетной линии каждая глава имеет свой законченный сюжет и композицию. Например, в главе “Два солдата” описывается эпизод, как Теркин, возвращаясь из госпиталя на фронт, зашел передохнуть с дороги в избу, где живут два старика. Экспозиция главы – описание избы, старика и старухи, которые прислушиваются к минометному обстрелу: ведь линия фронта совсем рядом. Завязка – упоминание автора о Теркине.

Он сидит здесь же на лавке, уважительно разговаривает со стариком о разных бытовых проблемах и одновременно разводит пилу, чинит часы-ходики. Потом старуха готовит ужин. Кульминация главы – разговор за ужином, когда старик задает свой главный вопрос:
Отвечай: побьем мы немца
Или, может, не побьем?
Развязка наступает, когда Теркин, поужинав и вежливо поблагодарив хозяев, надевает шинель и, уже стоя на пороге, отвечает старику: “Побьем, отец…”.
В этой главе имеется своеобразный эпилог, который переводит частный бытовой эпизод в общеисторический план. Это последнее четверостишие:
В глубине родной России,
Против ветра, грудь вперед,
По снегам идет Василий
Теркин. Немца бить идет.
Глава построена по кольцевой композиции, так как первое и предпоследнее четверостишия практически совпадают:
В поле вьюга-завируха,
В трех верстах гремит война.
На печи в избе старуха.
Дед-хозяин у окна.
Таким образом, глава “Два солдата” представляет собой законченное произведение с полным сюжетом и кольцевой композицией, которая подчеркивает завершенность всего эпизода.
Итак, поэма “Василий Теркин” имеет ряд художественных особенностей, которые объясняются, с одной стороны, историей создания произведения, а с другой – замыслом автора. Как известно, Твардовский писал главы поэмы в период с 1942 по 1945 годы и оформлял их как отдельные законченные произведения, потому что
На войне сюжета нету.
– Как так нету?
– Так вот, нет. (“От автора”)
Иными словами, жизнь солдата длится от эпизода к эпизоду, пока он жив. Эту особенность фронтовой жизни, когда ценится каждый отдельный момент жизни, так как следующего может и не быть, отразил Твардовский в “Книге про бойца”.
Объединить отдельные маленькие произведения мог сначала образ главного героя, который так или иначе присутствует практически в каждой главе, а потом и главная идея, связанная с образом Теркина. Соединив отдельные главы в законченную поэму, Твардовский не стал менять сложившийся сам собой за годы войны сюжетно-композиционный строй:
Та же книга про бойца,
Без начала, без конца,
Без особого сюжета,
Впрочем, правде не во вред. (“От автора”)
“Василий Теркин” отличается яркими особенностями построения. Во-первых, в поэме отсутствует общий сюжет и практически все его элементы. Во-вторых, для поэмы характерна чрезвычайная композиционная свобода, то есть последовательность глав слабо мотивирована – композиция только приблизительно следует за ходом Отечественной войны. Именно из-за такой композиции Твардовский сам определил жанр своего произведения следующей фразой: не поэма, а просто “книга”, “живая, подвижная, свободная по форме книга” (“Как был написан “Василий Теркин””).

В-третьих, каждая глава является законченным фрагментом с собственным сюжетом и композицией. В-четвертых, эпическое изображение эпизодов войны переплетается с лирическими отступлениями, что усложняет композицию. Однако такое необычное построение позволило автору достичь главного – создать яркий и запоминающийся образ Василия Теркина, который воплощает лучшие черты русского солдата и русского человека вообще.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сюжетно-композиционные особенности поэмы “Василий Теркин” Твардовского А. Т