Сюжетно-композиционные особенности “Отцы и дети”



Сюжетно-композиционные особенности. В соответствии с проблематикой и идейно-тематическим своеобразием романа орга­низованы его сюжет и композиция. В центре его находится образ Ба­зарова, который объединяет все художественное полотно произведе­ния. Значимость его очевидна: из 28 глав романа он не появляется лишь в двух.

Сюжет, ограниченный достаточно узкими временными рамками, развивается четко и динамично. С приездом Аркадия и его друга в Марьино сразу возникает резкое столкновение двух героев – Базарова и Павла Петровича Кирсанова.

В основе композиции ро­мана лежит принцип антитезы, связанный с главным конфликтом – нигилиста Базарова и его идейного антипода Павла Петровича, защитника либеральных идеалов. В первой части этот конфликт, выражаясь в основном в форме диалогов, постепенно нарастает и пе­реходит в открытую борьбу в сцене спора Базарова и Павла Петро­вича (глава X).

Далее следует отъезд Базарова и Аркадия из Марьи­на и городские сцены, где с помощью образов-пародий уточняются основные позиции идейных противников, но главное – именно здесь завязывается новый сюжетный узел, связанный с любовной линией Базаров –

Одинцова (глава XV). С этого момента конкретно­историческая линия развития сюжета сменяется нравственно­философской, на смену идейных споров приходят вопросы, постав­ленные самой жизнью. Особенностью развития конфликта романа является то, что две противоположные позиции – Базарова и Кирсанова – во второй части, где развивается любовный сюжет, начинают сходиться и в результате оказываются сопоставимы по степени их отклонения от естественной нормы человеческой жизни. Эта “норма”; дается через сопоставление, проводимое по нескольким сюжетным линиям.

Она воплощается в идее связи поколений (линия Николай Петрович – Аркадий Кирсановы), утверждении непреходящих ценностей чело­веческой жизни – любви и семьи (линии Аркадий – Катя, Нико­лай Петрович – Фенечка). Конфликтный узел произведения – дуэль Базарова и Павла Петровича – расположен строго посредине между основными сю­жетными эпизодами. Он отграничивает социально-политическую коллизию (спор нигилиста и либерала окончательно решен победой Базарова) от той, что обращена к вечным проблемам: ведь оба они поставлены здесь в ситуацию жизни и смерти. С этой точки зрения они оба противостоят обитателям Марьина и Никольского, погру­женным в иную, чем они, сферу интересов и чувств.

Для обоих геро­ев стремления к полноте бытия оканчиваются крахом: они разруше­ны глухими, враждебными силами, стоящими над человеком – силой Судьбы. “Со мной кончено. Попал под колесо”;, – говорит Ба­заров перед смертью. Доживает свой век вдали от родины, без семьи, без родных, без друзей Павел Петрович.

Финал романа имеет траги­ческую окраску, главный герой погибает. И все же можно сказать, что финал открыт: за картиной, рисующей смерть Базарова, следует краткий эпилог, в котором сообщается о том, как устраиваются судь­бы других героев произведения. А значит, жизнь продолжается и конфликт, обозначенный в романе, еще ждет своего разрешения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сюжетно-композиционные особенности “Отцы и дети”