Сюжетная структура романа Достоевского “Записки из Мертвого дома”
В “Записках из Мертвого дома” две части, но каждая из частей имеет общую логику развития сюжета, в основе которой лежит метафора “воскресения из мертвых”. Первая часть начинается “Мертвым домом”, рассказом об ужасе будничного унижения человека, герой проходит ад “рождественской” бани, пьяной гульбой оборачивается “праздник рождества Христова” после отъезда плац-майора, а действительное представление пробуждает человеческое в душах арестантов. Во второй части “воскресение из мертвых” обусловлено обретением
В целом же логика композиции “Записок из Мертвого дома” – crescendo идеи. Таков подбор фактов и рассуждений о них в произведении Достоевского.
Уже в первой главе повествователь
Суровый прием каторжан потряс автора, он пытается “утешить” себя:
“”Везде есть люди дурные, а между дурными и хорошие, – спешил я подумать себе в утешение, – кто знает? Эти люди, может быть, вовсе не до такой степени хуже тех, остальных, которые остались там, за острогом?” Я думал это и сам качал головою на свою мысль, а между тем – боже мой! – если б я только знал тогда, до какой степени и эта мысль была правдой!”.
“Мертвый дом” – метафора, символический смысл которой раскрыт в отзыве В. Д. Бонч-Бруевича: “…непревзойденное произведение русской и мировой художественной литературы, так замечательно отобразившее не только каторгу, но и “Мертвый дом”, в котором жил русский народ при царях из дома Романовых”. Подобная метафоризация содержания уже была в русской литературе – в поэме Гоголя “Мертвые души”. И у Гоголя, и у Достоевского ключевые образы символизируют “омертвление” людей социальным укладом жизни самодержавно-чиновничьего государства.
И “Записки” Горянчикова – категорическое отрицание этого уклада, порыв к “свободе, новой жизни, воскресенью из мертвых”.
Related posts:
- О произведении “Записки из Мертвого дома” Ф. М. Достоевского Достоевский вернулся в Петербург в 1859 г. – в самый разгар общественного подъема. Заметным событием в литературной и общественной жизни Петербурга стала публикация Достоевского “Записки из Мертвого дома”, созданная на автобиографическом материале. Достоевский впервые в русской литературе рассказал о каторге, о жестоких, бесчеловечных ее условиях, страшных нравах, о деспотической власти сильных над слабыми и о […]...
- Тема сочинения: Размышления по роману Достоевского “Записки из Мертвого дома” Литературным И общественным событием стала публикация “Записок из Мертвого дома” (1860-1862), созданных Достоевским на автобиографическом материале. Он впервые в русской литературе рассказал о каторге, названной им Мертвым домом, о жестоких бесчеловечных ее условиях, страшных нравах, о деспотической власти сильных над слабыми и о всеобщей, глубочайшей классовой ненависти каторжных – в большинстве вчерашних крепостных – к […]...
- Жанровая структура романа Достоевского “Игрок” Роман “Игрок”, последний в ряду романов первого цикла, был написан в октябре 1866 г. (с 4 по 30 октября) – в разгар работы над окончанием “Преступления и наказания”. Создание романа в старой манере, когда была открыта новая, может быть объяснено лишь фактами личной жизни. Не будь ловушки издателя Ф. Стелловского и его кабального договора с […]...
- Краткая сюжетная линия романа Джонатана Свифта “Путешествия Гулливера” Роман Джонатана Свифта “Путешествия Гулливера” состоит из четырех частей, в каждой описывается одно из четырех путешествий главного героя. Главным героем романа является Гулливер, хирург, а после – и капитан нескольких кораблей. Первая часть романа описывает посещение Гулливером Лилипутии. Само название страны говорит читателю о том, как выглядят ее обитатели. В начале, жители Лилипуты встречают Гулливера […]...
- Сюжетная организация романа Г. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман Г. Булгакова “Мастер и Маргарита” одновременно философский, фантастический и сатирический роман. В этом произведении писателю удалось объединить в единое целое миф и реальность, сатирическое описание быта и романтическую линию сюжета, иронию и сарказм. Отсюда и необыкновенная художественная организация произведения: он составляется будто из трех историй. Первая – мифологическая, или библейская (ее еще называют исторической). […]...
- Сочинение по произведению Достоевского “Записки из подполья” Мысли и настроения Достоевского отчетливо отразились в его “Записках из подполья” (864), открыто противопоставленных философским взглядам Чернышевского и его роману “Что делать?”. Материализм Чернышевского, его веру в разум человека, в грядущее торжество социализма Достоевский отвергает, будучи убежденным, что сухие “логарифмы” не в состоянии исправить человеческую натуру с ее изначальной двойственностью, “темным” началом, странным наслаждением от […]...
- Сюжетно-композиционная структура поздних романов Достоевского Сюжет “Преступления и наказания” – развитие философской темы, вынесенной в заглавие романа. Она вбирает в себя судьбы Раскольникова, Сони Мармеладовой, Свидригайлова (трагическое развитие темы наказания), Лужина (сатирическое развитие темы – преступление без наказания). Выделение сюжетных линий в романе происходит по-разному: повествовательный интерес романа с самого начала связан с преступлением и наказанием Раскольникова, исповедь Мармеладова вводит […]...
- Структура и жанр романа “В поисках утраченного времени” В сложной структуре романа “В поисках утраченного времени” нужно прежде всего выделить тот слой, который связан с образом рассказчика. “Я” доминирует в произведении Пруста; здесь изображено преимущественно то, что было опытом этого “я”, говорится о том, что чувствовал, переживал рассказчик. Только в одном случае допускается повествование не от первого лица – это “Любовь Свана”, большая […]...
- Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова “Мастер и маргарита” Сочинения по литературе: Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова “Мастер и маргарита” В литературе немало произведений, в которых “соседствуют” миры реальный и фантастический. Это и “Илиада” Гомера, и “Божественная комедия” Данте, и романтические баллады Жуковского. Появление реализма (двадцатые годы XIX века) практически вывело из употребления данный прием. Тем более важным стало появление романа “Мастер и […]...
- Смысл названия романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского Название романа “Преступление и наказание” многозначно и символично. Антитеза, содержащаяся в нем, – лишь внешний смысловой слой. Действительно, по сюжету произведения читатель следит за тем, как подготавливается и совершается преступление, а потом видит, как загнанный в угол преступник вынужден пойти с повинной, признаться в своем преступлении и получить заслуженное наказание -8 лет каторги. Такова детективная […]...
- О повести “Записки из подполья” Ф. М. Достоевского Достоевский связывал свои мечты о “золотом веке” не с революцией и социализмом, а с идеалами мирного и братского объединения всех людей как основой прекрасного будущего человечества. Герой “Записок…” разрывает все связи с людьми, обрекая себя на полную изоляцию. Но он сам же глубоко страдает от своего одиночества. Под маской гордого индивидуалиста скрывается внутренне слабый и […]...
- “Подпольный человек” в повести Ф. М. Достоевского “Записки из подполья” В повести “Записки из подполья” Ф. М. Достоевский поставил важный вопрос о взаимоотношениях отдельной личности и окружающего мира. Писатель выражает свои мысли и чувства по этому поводу от лица подпольного человека, не называя даже его имени. Такой художественный прием говорит о собирательном образе, автор описывает не конкретного героя, а некий тип людей. Подпольный человек замкнут, […]...
- Смысл заглавия романа Достоевского “Преступление и наказание” Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Проблематика романа Достоевского “Преступление и наказание”. Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема преступления рассматривается Достоевским не в уголовно-криминальном смысле, но в плане философско-психологическом. II. Главная часть 1. Преступление в понимании Достоевского. Достоевский воспринимает преступление Раскольникова не как нарушение уголовных законов, но как […]...
- Замысел романа Достоевского “Преступление и наказание” Замысел “Преступления и наказания” возник у Достоевского на основе глубокого осмысления самых живых, самых злободневных явлений, характерных для русской действительности середины 60-х годов. Рост нищеты, проституции, уголовных преступлений, смещение нравственных норм, “шаткость в понятиях”, эгоцентризм и анархическое своеволие буржуазных дельцов и крайняя беспомощность “униженных и оскорбленных”, способных только к стихийному и индивидуалистическому бунту,- все эти […]...
- В чем смысл эпилога романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”? У Достоевского нет ничего, кроме человека, нет природы, нет мира, нет в самом человеке того, что связывает его с природным миром вещей, с бытом, с объективным строением жизни. Существует только дух человеческий, и только он интересен, он исследуется. Н. А. Бердяев Роман Достоевского “Преступление и наказание” – одно из важнейших произведений мировой литературы, книга великой […]...
- Герой романа Ч. Диккенса “Посмертные записки Пиквикского клуба” Пиквик первый из знаменитых героев Диккенса (авторитетные источники называют его самым популярным) был задуман как персонаж своеобразного комикса, рассказа в картинках, причем на спортивную тему. Эволюция образа П.- пример нарушения первоначального замысла – ситуации, когда увлеченный автор радостно “пошел” за своим героем. П., который поначалу только карикатурен – толстенький, нелепого вида лысый джентльмен в очках, […]...
- “Крыша дома твоего” – что значат эти слова для героев романа Шолохова “Тихий Дон” и для современного читателя В эпопее М. А. Шолохова “Тихий Дон” своеобразное преломление получает главная тема всего творчества писателя – в муках и трагедиях рождение нового мира. В центре романа оказывается судьба семьи Мелеховых, попавшей, как и их земляки, в жернова революции и гражданской войны. Принцип изображения действительности через “семейные гнезда” позволил Шолохову раскрыть особенности эпохи в самом ярком […]...
- Сочинение на тему: Жанровая структура романа в стихах “Евгений Онегин” Интерпретируя авторское предисловие к отдельному изданию первой главы “Евгения Онегина”, современный исследователь пишет, что Пушкин решил “представить новый тип произведения с его еще не явной жанровой определенностью” (1)*. В дальнейшем сам поэт, его преемники, продолжатели критики, литературоведы пытались проявить этот жанр. Осмысление жанровой структуры “Онегина” еще далеко не окончено и, разумеется, будет продолжено, но тем […]...
- “Не сходи с лестницы своего дома – там зло. Дальше дома зло уже потому, что дальше – равнодушие в романе” В. В. Розанов (По роману Л. Н. Толстого “Анна Каренина”) 1. Роман о семейных отношениях. 2. Влияние общественного мнения на семью. 3. Трагическая концовка произведения. Л. Н. Толстого всегда интересовали темы семьи, внутрисемейных взаимоотношений мужа и жены, их детей. Именно поэтому во многих произведениях великого писателя в центре повествования находится именно семья. В 1870 году Толстой задумал создать новый роман. Безусловно, он не мог оставить […]...
- Центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” Смердяков слуга помещика Федора Павловича Карамазова, его незаконнорожденный сын от городской юродивой Лизаветы Смердящей (отсюда происходит и фамилия, определившая в какой-то степени главные нравственные черты этого персонажа). Исследователи творчества Достоевского считают, что Смердяков как персонаж “Братьев Карамазовых” появился тогда, когда Достоевский обратился к давнишним записям, озаглавленным “Словечки”, в поисках характерных выражений для речи героев романа. […]...
- Краткий пересказ романа “Записки Мальте Лауридса Бриге” Рильке Герой повествования, двадцативосьмилетний датчанин Мальте Лауридс Бригге, последний представитель знатного рода, оказывается в Париже в полном одиночестве и на грани нищеты. Его наблюдения отныне сосредоточиваются на том, как живут в Париже отверженные: ночлежки, вонь хлороформа в больнице для бедных, грохот трамваев, нищие, продающие что-то или пытающиеся всучить прохожему какую-нибудь ерунду за бесценок, – в унизительной […]...
- Жанровая своеобразность романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание” По жанру “Преступление и наказание” – абсолютно новый тип произведения. В романе “Преступление и наказание” объединено несколько жанровых разновидностей романа, добавлено принципиально новые мысли. Это помогает автору всесторонне раскрыть затронутые им проблемы. По жанру произведение “Преступление и наказание” – роман, тем не менее, в нем смешано несколько видов романа. Это и карнавально-авантюрный роман (наличие уголовного […]...
- Краткое содержание романа “Записки покойника” Булгакова (Сокращенный вариант) Действие происходит в Москве в середине 20-х гг. В предисловии автор сообщает читателю, что записки эти принадлежат перу его друга Максудова, покончившего с собой и завещавшего ему их выправить, подписать своим именем и выпустить в свет. Автор предупреждает, что самоубийца не имел никакого отношения к театру, так что записки эти являются плодом его […]...
- Сюжетная основа баллад Шиллера Баллады Шиллера воспринимаются как отголосок тех старинных времен, когда разные поверья и рассказы, объединяясь с реальностью, образовывали капризные фольклорные образы. В балладах большей частью речь идет не о какой-то конкретной исторической эпохе, а о древности как таковой. Баллады привлекают внимание и пугают своими удивительными жестокими сюжетами, ошеломляют непостижимыми тайнами природы. Так, в балладу “Ивиковые журавли” […]...
- Герой романа Ф. М. Достоевского “Подросток” Аркадий Долгорукий незаконнорожденный сын помещика Версилова, получивший “княжескую” фамилию своего юридического отца Макара Долгорукого, бывшего дворового человека. А. Д. вырос вне семьи, “детские грустные годы” провел в частном пансионе, подвергаясь насмешкам и унижениям. Тогда он, по его собственным словам, “сознал, что я… лакей” и начал в мечтах “пересоздавать жизнь на иной лад”. Образ пушкинского Барона, […]...
- Рассказ про дом от имени дома Рассказ про дом от имени дома Говорят, что дома бывают разные. Многоквартирные высотки и одноэтажные домики, красивые дворцы с вычурной отделкой и простые, с виду невзрачные, строения. Я же обычный, четырехэтажный дом. У меня даже лифта нет. “Работа” у домов тоже разная – в некоторых люди работают и учатся, другие используют под магазины. Мне же […]...
- Сочинение на тему: жанр романа Л. Толстого “Война и мир” “Война и мир”, как роман-эпопея. Жанр “Войны и мира” необычен. Сам Толстой отказывался от жанрового определения своего величественного произведения, предпочитая иногда называть его просто “книгой”. “Что такое ” Война и мир “? – спрашивал писатель и отвечал: – Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника”. В этой связи Толстой совершенно справедливо вспоминал, […]...
- Гуманизм романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Гуманизм романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Гуманизм романа Достоевского “Преступление и наказание” раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать. Узами сострадания связаны друг с другом многие персонажи романа. Так, Мармеладов когда-то женился на Катерине Ивановне, поскольку пожалел вдову, […]...
- Центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Порфирий Петрович пристав следственных дел при одной из полицейских частей Петербурга, ведущий дело об убийстве и ограблении старухи-процентщицы Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы. Еще за два месяца до этих событий Порфирий Петрович обратил внимание на анонимную газетную статью “О преступлении”, в которой по идейным соображениям оправдывалось убийство человеком “высшего разряда” людей “низшего разряда”, и […]...
- Религиозный аспект романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Первое, что обращает на себя внимание при рассмотрении темы, фамилия, которую автор дал своему герою. Родион Раскольников – человек, рожденный расколотым и порождающий раскол, наследник суровых, непримиримых борцов против “антихриста” в русской истории – раскольников-старообрядцев. История русского церковного раскола началась с собора 1 6 6 6 – 1 6 6 7 годов и свержения патриарха […]...
- Кириллов центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Бесы” По предположению Гроссмана, реальным прототипом Алексея Ниловича К. отчасти послужил петрашевец Тимковский (1814-1881), отставной офицер флота: “Личность Тимковского, видимо, отразилась через двадцать лет на образе инженера К. в “Бесах”: стремительный путь от религиозности к атеизму, готовность взорвать весь мир при серьезной практической работе в государстве, своеобразная революционность и самопожертвование при маниакальности господствующей идеи – все […]...
- В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского “Идиот”? В одном из писем Ф. М. Достоевский признавался в своем желании изобразить “вполне прекрасного человека”. В то же время писатель сознавал, что задача эта чрезвычайно трудна. Воплощение прекрасного – это вопрос об идеале. Но в обществе, где происходит падение нравственности, где совершаются страшные преступления, такого идеала нет. Достоевский приходит к выводу, что “на свете есть […]...
- Анализ романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, план По жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский Роман. Основное в нем – нравственные идеи, которые определяют его композиционные особенности. Роман (бессмертное произведение) состоит из шести частей и эпилога, причем условно его можно разделить на две части: первая – до преступления, а вторая – рассказ о нравственном наказании героя после совершения преступления, то есть автор показывает сомнения, […]...
- “Посмертные записки Пиквикского клуба”: краткое содержание романа Диккенса (*Общие критические статьи) “Посмертные записки Пиквикского клуба” (Pickwick Papers) – роман Диккенса, сначала печатавшийся отдельными выпусками в течение 20 месяцев с ноября 1836 по апрель 1837; в виде книги вышел в 1837. Сэмюэль Пиквик, президент Пиквикского клуба, который он и основал, Трейси Тапмен, Огастес Снодграсс и Натаниэль Уинкль, члены клуба, объединяются в Общество корреспондентов клуба, чтобы докладывать о […]...
- Мертвый дом Федора Достоевского Идеи меняются, сердце остается одно. Ф. Достоевский “Записки из Мертвого дома”, вернули Достоевского в живые ряды первозначных писателей. В них наиболее непосредственно слились в художественное единство опыт жизни Достоевского и его писательский дар. Здесь вызревали зерна его будущих великих романов, здесь ключ к их образно-идейному миру. Здесь вполне явлен и новый угол зрения писателя на […]...
- В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ Хорошо в гостях! У меня очень много друзей, и мы часто встречаемся. Я заранее готовлюсь к этому, придумываю, чем бы порадовать хозяев: купить какой-нибудь предмет для дома и семьи, испечь печенье, пирог или торт. Или сделать своими руками нужную в квартире вещь, которая бы радовала глаз, излучала доброе настроение, а хозяева отдыхали бы душой, вспоминая […]...
- Жанрово-стилистическая структура пьес < p>В 1960-90-е годы в современной драматургии отчетливо усилились публицистическое и философское начала, что отразилось в жанрово-стилистической структуре пьес. Так, “политические” и “производственные” пьесы апеллируют к активности зрителей. Для них характерна конфликтная острота, столкновение противоположных друг другу сил и мнений. В публицистической драме мы чаще всего встречаемся с героями энергичной жизненной позиции, героями-борцами, которые не […]...
- ТЕМА ДОМА В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ М. А. ШОЛОХОВА “ТИХИЙ ДОН” ТЕМА ДОМА В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ М. А. ШОЛОХОВА “ТИХИЙ ДОН” В романе-эпопее “Тихий Дон” М. А. Шолохов нарисовал грандиозную картину жизни казачьего Дона с его историческими традициями, своеобразным бытом. Тема родного дома, семьи – одна из центральных в романе. Эта тема мощно звучит уже в самом начале произведения. “Мелеховский двор – на самом краю хутора”, – […]...
- Жизнь обездоленных на страницах романа Достоевского “Преступление и наказание” “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского принадлежит к наиболее сложным произведениям русской литературы. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в России середины ХIХ в. В это время много кто чувствовал себя разочарованным, загнанным и зажатым собственным бессилием и бесправием. Автор создает книгу о обедневших дворянах, “жителях темных уголков”. До него никто не писал таких книг, […]...
- Центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Бесы” Основным, хотя и не единственным, реальным прототипом С. Т. Верховенского явился известный русский либеральный историк-западник, друг А. И. Герцена Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855). Источником сведений об историке, которого писатель не знал лично, послужила рецензия Н. Н. Страхова на книгу А. В. Станкевича “Т. Н. Грановский” (1869), опубликованная в “Заре”. 26 февраля (10 марта) 1869 года […]...