Сюжет произведения “Задонщина”

Крупнейшее произведение начала XV века о Куликовской битве – “Задонщина”, названная так по месту битвы на Куликовом поле, “за Доном”. Уже первые повести об этой победе, возникшие вскоре после событий 1380 года, характеризуются поисками героического стиля, способного отобразить величие события. В “Задонщине” этот героический стиль был найден: он явился в сочетании манеры “Слова о полку Игореве” и народной поэзии.

Автор “Задон – щины” верно ощутил поэзию “Слова…”, не ограничившись только поверхностными

заимствованиями, сумев изложить героические события Куликовской битвы в той же художественной системе, создав произведение большой эстетической силы.

“Задонщина”, по существу, представляет собой обширное прославление победы, которое соединяется с печалью по павшим. По выражению автора, это “жалость и похвала”: жалость по убитым, похвала живым. Моменты славы и восхваления сочетаются в ней с мотивами плачей, радость – с “тутою”, грозные предчувствия – со счастливыми предзнаменованиями.

Начало и конец “жалости земли Русской” (так называет автор монголо-татарское иго) во

многом схожи, но во многом и противоположны. События сопоставляются и противопоставляются на всем протяжении “Задонщины”.

В этом сближении событий прошлого и настоящего – пафос исторического замысла “Задонщины”, отразившей обычное в исторической мысли конца XIV – начала XV веков сближение борьбы с половцами и борьбы с татарами как двух этапов единой по существу борьбы со степью, с “диким полем” за национальную независимость. Центральный момент в “Задонщине” – битва “с погаными”, которая драматично развернута в двух эпизодах. Исход первой половины битвы грозит разгромом русскому войску, а вторая половина приносит победу. Зловещие знамения сопутствуют здесь походу татарского войска: птицы под облака летят, вороны часто грают, а галицы свою речь говорят, орлы клекочут, волки грозно воют, а лисицы на костях брешут.

Русские сыны широкие поля кликом огородили, черна земля под копытами костьми татарскими была посеяна. Восстонала земля “татарская”, бедами и “тугою” покрывшись, а по Русской земле простерлось веселие и буйство. Начало того исторического периода, с которого Русская земля “сидит невесела”, автор “Задонщины” относит к битве на Каяле, когда были разбиты войска Игоря Новгород-Северского; “Задонщина” повествует, следовательно, о конце эпохи “туги и печали”, эпохи чужеземного ига, о начале которого говорится в “Слове о полку Игореве”.

Центральная идея “Задонщины” – идея отплаты, Куликовская битва рассматривается как отплата за поражение, понесенное войсками князя Игоря на Каяле, сознательно отождествляемой автором с рекой Калкой, поражение на которой в 1223 году явилось первым этапом завоевания Руси татарами. Вот почему в начале своего произведения автор приглашает братьев, друзей и сынов русских собраться, составить слово к слову, возвеселить Русскую землю и ввергнуть 191 печаль на восточную страну, на страну исконных врагов – татаро-половецкую степь, провозгласить победу над Мамаем, воздать похвалу великому князю Дмитрию.

Сопоставляя события прошлого с событиями своего времени, автор “Задонщины” тем самым ориентировал и само “Слово о полку Игореве” на современность, придал новое, злободневное звучание его содержанию, дал новый смысл призывам “Слова…” к единению, во многом проделав ту же работу, что и московские летописцы, вводившие в обращение аналогичные идеи “Повести временных лет”.

ЗАМЫСЕЛ – первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок будущего произведения. У замысла существуют две стороны: сюжетная (автор заранее намечает, ход событий) и идейная (предполагаемое разрешение взволновавших писателя проблем и конфликтов).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)
Loading...

Сюжет произведения “Задонщина”