Сюжет повести Трифонова “Дом на набережной”
Своеобразным завершением “московского” цикла произведений стала повесть Трифонова “Дом на набережной” (1976), которая благодаря своей бескомпромиссности и хоть и завуалированной, но все же достаточно ощутимой антисталинской направленности, стала одним из наиболее резонансных произведений советской литературы 70-х гг. В произведении писатель изображает судьбу Вадима Глебова, известного критика и эссеиста, который пользуется всеми теми благами, которые предоставляла советская власть лояльной к ней творческой интеллигенции. Автор
История Глебова возникает в произведении как попытка психологического самооправдания предательства ради материального и душевного комфорта, предательства, жертвами которого становятся близкие Глебову люди и прежде всего его научный руководитель, профессор Ганчук: на его защиту Глебов не решился выступить в годы сталинских репрессий.
Повесть, по мнению А. Коваленко, направлена против попыток оправдать свою
Честность и бескомпромиссность моральной позиции, злободневность возбуждаемой проблематики, углубленный психологизм характеризуют и произведения Трифонова последних лет, среди которых выделяются романы “Старик” (1978) и “Время и место” (1981). В романе “Старик” речь идет о трагических событиях времен гражданской войны на Дону в 1918 г. Главный герой произведения – Павел Евграфович Летунов старается составить своеобразное испытание собственной больной совести. Он снова и снова возвращается к вопросу, который не давал ему покоя много лет: правда ли был предателем комкор Мигулин (реальный прототип Ф. Миронов).
В свое время Летунов на вопрос следователя дал ответ, который не исключает возможности участия Мигулина в контрреволюционном мятеже, и теперь Летунова мучает совесть, что тем самым он повлиял на трагическое решение судьбы Мигулина.
Произведение “Время и место” сам Трифонов обозначил как “роман самосознания”. Герой этого произведения, писатель Антипов, в лице которого просматриваются и черты самого Т., всю свою жизнь словно испытывается на моральную стойкость. В романе Трифонов стремился собрать воедино все отрезки истории, свидетелем которых он был: конец 30-х гг., война, послевоенное время, хрущевская “оттепель”, современность.
Related posts:
- Краткое содержание повести Трифонова “Дом на набережной” Действие происходит в Москве и развертывается в нескольких временных планах: середина 1930-х, вторая половина 1940-х, начало 1970-х гг. Научный работник, литературовед Вадим Александрович Глебов, договорившийся в мебельном магазине о покупке антикварного стола, приезжает туда и в поисках нужного ему человека случайно наталкивается на своего школьного приятеля Левку Шулепникова, здешнего рабочего, опустившегося и, судя по всему, […]...
- “Дом на набережной” Трифонова в кратком содержании Действие происходит в Москве и развертывается в нескольких временных планах: середина 1930-х, вторая половина 1940-х, начало 1970-х гг. Научный работник, литературовед Вадим Александрович Глебов, договорившийся в мебельном магазине о покупке антикварного стола, приезжает туда и в поисках нужного ему человека случайно наталкивается на своего школьного приятеля Левку Шулепникова, здешнего рабочего, опустившегося и, судя по всему, […]...
- Психологическая мотивировка повести “Дом на набережной” В повести “Дом на набережной” (1976) Трифонов словно бы собрал воедино многие свои находки прежних лет. Здесь господствует излюбленное Трифоновым повествование – “голос автора, который как бы вплетается во внутренний монолог героя. Но переплетение голосов автора и героя имеет предельно широкую амплитуду колебаний: от подчеркивания в речи повествователя даже временной, возрастной характерности речи героя, от […]...
- Историческая проза Ю. Трифонова < p>Долгое время Юрий Трифонов верил в идеалы революции, видя в них благородное проявление человеческого духа, стремящегося к высшей справедливости. В то же время автора не могла не волновать проблема соотношения великодушной цели служения историческому прогрессу и средств такого служения, поднятая еще в XIX веке Ф. М. Достоевским в романе “Бесы”. Так, он впервые зазвучала […]...
- Сюжетное своеобразие повести Ю. В. Трифонова “Обмен” В центре повести Юрия Трифонова “Обмен” – попытки главного героя, обыкновенного московского интеллигента Виктора Георгиевича Дмитриева, произвести обмен квартиры, улучшить свои жилищные условия. Для этого ему надо съехаться с тяжелобольной матерью, которая догадывается, что ей недолго осталось жить. Сын уверяет ее, что очень хочет жить с ней вместе, чтобы лучше заботиться о ней, но мать […]...
- Сочинение по повести Трифонова Ю. В. “Обмен” Создавая в своем творчестве тип героя-интеллигента, Ю. В. Трифонов убедительно показывает как идеальное воплощение этого понятия, так и наличие героя-двойника, в котором на первый план проступает псевдо интеллигентское начало. Повесть Ю. Трифонова “Обмен” поднимает социально психологические проблемы. В ней звучит мысль о беспощадности жизни. В основе сюжета – бытовая семейная история. Главный герой произведения узнал […]...
- Сочинение размышление: Читая повести Трифонова В повестях – “Предварительные итоги” (1970), “Долгое прощание” (1971) – Трифонов, в сущности, продолжает исследование процесса погружения людей в болото повседневности и одновременно понижения планки нравственности. В “Предварительных итогах” центральный герой – профессиональный переводчик Геннадий Сергеевич – ради заработка вынужден переводить произведения национальных поэтов, убивая свой талант на то, чтобы какая-то бездарь могла самоутверждаться и […]...
- Сочинение по повести Юрия Трифонова “Обмен” Юрий Трифонов – сын профессионального революционера. В 1937 году отца арестовали. А сын закончил университет. Его первый роман “Студенты” получил Сталинскую премию. Это был традиционный для своего времени роман о веселой, насыщенной и интересной жизни. Затем Трифонов ломает свою стезю, уезжает на строительство Кайраккумского канала и героями его романов становятся необыкновенные люди и в то […]...
- Центральный конфликт в повести “Дом на набережной” Центральный конфликт этой повести ни в коем случае не сводим к обличению “мещанства”. Как ни парадоксально, эта повесть о любви – любви Ольги Васильевны к Сергею. Всю свою жизнь она любила его, любила деспотически, отчаянно, боясь потерять, горестно переживая его неудачи, с готовностью ради его успеха сделать все и пожертвовать всем. Она навсегда оглушена этой […]...
- Городская проза в творчестве Ю. В. Трифонова В 60-70-х годах ХХ века в русской литературе возникло новое явление, получившее название “городская проза”. Термин возник в связи с публикацией и широким признанием повестей Юрия Трифонова. В жанре городской прозы работали также М. Чулаки, С. Есин, В. Токарева, И. Штемлер, А. Битов, братья Стругацкие, В. Маканин, Д. Гранин и другие. В произведениях авторов городской […]...
- Дом на набережной Юрий Валентинович Трифонов Дом на набережной Повесть (1976) Действие происходит в Москве и развертывается в нескольких временных планах: середина 1930-х, вторая половина 1940-х, начало 1970-х гг. Научный работник, литературовед Вадим Александрович Глебов, договорившийся в мебельном магазине о покупке антикварного стола, приезжает туда и в поисках нужного ему человека случайно наталкивается на своего школьного приятеля Левку […]...
- Сочинение по произведению Ю. Трифонова “Старик” Действие романа “Старик” происходит в старом доме дачного поселка, где проживает Павел Евграфович Летунов и его семейство. Дети Летунова заставляют его вступить в конфронтацию с председателем правления ради дачного домика, взывая к совести отца, и шантажируя его памятью почившей матери. В это время на Павла Евграфорвича накатывает ностальгия о его молодости, “память из глубочайших глубин” […]...
- Краткое содержание Дом на набережной Ю. В. Трифонов Ю. В. Трифонов Дом на набережной Действие происходит в Москве и развертывается в нескольких временных планах: середина 1930-х, вторая половина 1940-х, начало 1970-х гг. Научный работник, литературовед Вадим Александрович Глебов, договорившийся в мебельном магазине о покупке антикварного стола, приезжает туда и в поисках нужного ему человека случайно наталкивается на своего школьного приятеля Левку Шулепникова, здешнего […]...
- Дом на набережной краткое содержание Трифонов Ю. В. Дом на набережной Действие происходит в Москве и развертывается в нескольких временных планах: середина 1930-х, вторая половина 1940-х, начало 1970-х гг. Научный работник, литературовед Вадим Александрович Глебов, договорившийся в мебельном магазине о покупке антикварного стола, приезжает туда и в поисках нужного ему человека случайно наталкивается на своего школьного приятеля Левку Шулепникова, здешнего […]...
- Хронология творчества Юрия Трифонова Трифонов родился в семье известного партийного и военного деятеля времен СССР Валентина Андреевича Трифонова. С 1932 г. семья Трифонова проживала в знаменитом Доме Правительства, которое со временем писатель опишет в своей известной повести “Дом на набережной”. Со второй половины 30-х гг. семья Трифонова попала под шквал сталинских репрессий. В 1937 г. был арестован и расстрелян […]...
- Творчество и судьба Ю. В. Трифонова В конце 1990-х Трифонова называли властителем дум. В последнее десятилетие интерес к его творчеству несколько угас. Но в том и состоит судьба подлинного искусства, что оно пробивается и сквозь цензурные рогатки, и сквозь несправедливое забвение и равнодушие. В 1999 г. состоялась первая международная конференция, посвященная творчеству Ю. Трифонова, талантливейшего русского писателя второй половины XX в., […]...
- Сюжет и содержание повести-притчи “Старик и море” На уроке зарубежной литературы мы изучали произведение Э. Хемингуэя “Старик и море”. Литературоведы определяют жанр этого произведения как повесть-притча, т. е. произведение, которое рассказывает о судьбе и определенных событиях жизни героя, но этот рассказ имеет аллегорический характер, глубокое моральное и философское содержание. Эрнест Хемингуэй – всемирно известный американский писатель, произведения которого является правдивым свидетельством очевидца […]...
- Раскройте смысл названия повести Ю. Трифонова “Обмен” Раскройте смысл названия повести Ю. Трифонова “Обмен”. В своем сочинении подчеркните, что название повести, вышедшей в 1969 году, стало метафорой социально-психологических взаимоотношений в современном мире. В центре повествования оказывается семья Виктора Георгиевича Дмитриева, работника НИИ. Герой живет в коммуналке, его дочь Наташа вынуждена ютиться за занавеской. Вопрос о том, чтобы съехаться с матерью, не находит […]...
- Традиции русского реализма в творчестве Трифонова Трифонов неизменно подчеркивал свою приверженность традиции русского реализма: “Если говорить о традициях, которые мне близки, то, в первую очередь. Хочется сказать о традициях критического реализма: они наиболее плодотворны”. Правда, далее Трифонов называет имена, которые с сегодняшней точки зрения воспринимаются как более близкие к модернизму, чем к реализму: “Среди советских писателей есть ряд замечательных мастеров, у […]...
- Василий (Василь) Владимирович Быков Сюжет повести “Сотников” Василий (Василь) Владимирович Быков (1924-2003) прошел всю войну взводным. Война стала главной темой творчества белорусского писателя. Основой сюжетов произведений Быкова является ситуация нравственного выбора. В его произведениях мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато писателю удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата. На примере самых незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы […]...
- Рассуждение о взаимовыручке по тексту Трифонова Началась эта мука в далекие годы, в классе пятом или шестом (ЕГЭ по русскому) Мы часто друг другу оказываем помощь и поддерживаем в сложной ситуации близких – так проявляется взаимовыручка. Ее основой считается принцип, согласно которому “ты – мне помогаешь, а я – тебе”. Подобный подход означает, что у человека, оказавшего помощь, появляется право рассчитывать на действия в ответ со стороны получившего эту самую помощь. Взаимовыручка в своей основе […]...
- Изложение: Что собой представляет роман Трифонова “Утоление жажды”? Это какая-то очень странная гибридная жанровая структура, какая-то контаминация традиционного производственного романа соцреализма с “исповедальной повестью”, новой жанровой формой, которая родилась в годы “оттепели”. Что в этом романе от производственного романа? Сам материал – стройка канала в песках Туркмении, производственная среда, коллектив строителей, инженеры, экскаваторщики, бульдозеристы. Стандартные конфликты производственного романа – борьба между новаторами и […]...
- Сюжет, герои, проблематика произведения Л. Н. Толстого. (На примере рассказа или повести.) “Надо…чтобы не для одного меня шла моя жизнь…” Л. Н. Толстой. В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой предстает перед нами не только как гениальный писатель. Важное место в сюжете занимает его оригинальные исторические взгляды и идеи. Писатель, который в России всегда больше, чем писатель, создает собственную философию истории: цельную систему взглядов на пути, […]...
- “Старик” Трифонова в кратком содержании Действие происходит в подмосковном дачном поселке необыкновенно жарким, удушливым летом 1972 г. Пенсионер Павел Евграфович Летунов, человек преклонного возраста, получает письмо от своей давней знакомой Аси Игумновой, в которую был долгое время влюблен еще со школьной скамьи. Вместе они воевали на Южном фронте во время гражданской войны, пока судьба окончательно не развела их в разные […]...
- Сюжет повести Андрея Куркова “Не надо бояться темноты” Одним из ярких литературных явлений современности стала повесть Андрея Куркова “Не надо бояться темноты” (2002). В ней актуализированы характерные для антиутопии и для постмодернизма в целом такие пространственные модели, как туннель, лаз, лабиринт. К ним автор добавляет оригинальную форму хронотопа – канализационный люк, который является для героев единственным средством связи с земной жизнью и способом […]...
- Сочинение на тему: Человек и История в рассказе Трифонова “Был летний полдень” Освобождаться от привычных стереотипов было непросто. Сам Трифонов, подобно своим героям, стремится обрести “самостоянье”. Этим и объясняется тот напряженный поиск духовных координат, которыми отмечено творчество Трифонова в 60-е годы. Сферой поиска стала история. И это не случайно – для писателя, мыслящего социально, именно история служит опорой и источником для установления причин и следствий. Первым прямым […]...
- Сюжет повести В. Маканина “Лаз” Повесть В. Маканина “Лаз” (1991) рассматривается в современном литературоведении как философский код времени, “как не отдельная вещица… а заключительная глава огромного пунктирного эпического романа-хроники, объявшего необъятное быстрое течение русского полувека от дней войны до дней свободы”. В произведении показан как бы заключительный этап русской истории, когда человек находится даже не у последней черты, а за […]...
- Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева “Ася” На момент создания повести “Ася” (1859 год) И. С. Тургенева уже считали автором, оказывающим существенное влияние на общественную жизнь в России. Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы. Такие проблемы затронуты писателем и в повести “Ася”. Сюжет “Аси” крайне прост. Некий господин знакомится […]...
- Жизненный сюжет и содержание повести-притчи Э. Хемингуэя “Старик и море” На уроке зарубежной литературы мы изучали произведение Э. Хемингуэя “Старик и море”. Литературоведы определяют жанр этого произведения как повесть-притча, т. е. произведение, которое рассказывает о судьбе и определенных событиях жизни героя, но этот рассказ имеет аллегорический характер, глубокое моральное и философское содержание. Повесть тесно связанная со всеми предыдущими произведениями писателя и выглядит вершиной его раздумья […]...
- Сюжет повести А. Курчаткина “Записки экстремиста” Популярной в философской повести-антиутопии стала тема ухода и поиска альтернативных путей развития общества. Эта тема является центральной в повести А. Курчаткина “Записки экстремиста” (1990). Место действия и время в произведении точно не указаны, персонажи также не имеют имен, а только прозвища – Философ, Декан, Магистр, Рослый, Волхв и др. Все это придает повести символичный характер. […]...
- Сюжет, герои, проблематика рассказа или повести Л. Н. Толстого (“Попикупика”. “Казаки”) использовать два произведения Толстого. Рассказ “Поликушка” рисует события крепостного времени. В нем показана трагическая судьба крестьянина, погибшего из-за каприза взбалмошной, глупой барыни, хотевшей казаться “доброй”. Хитрый, изворотливый приказчик решил отдать бедного Поликея в солдаты, спасая от рекрутчины сына богатого мужика Дутлова. А у Поликея пятеро детей – один другого меньше. Барыня “пожалела” его, не согласилась […]...
- Сюжет повести В. Рыбакова “Не успеть” В повести В. Рыбакова “Не успеть” (1989) используется распространенный в антиутопии способ социального моделирования и прогнозирования – биологическая метаморфоза. В произведении культура превращается в антигуманную цивилизацию, метафоры реализуются буквально, а человек подвергается испытанию страхом и болезнью. Социальная катастрофа в изображении В. Рыбакова еще не кровава, но люди уже дежурят возле лаборатории, тестирующей на СПИД, душат […]...
- Сюжет, герои, проблематика повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель” Главный герой повести А С. Пушкина “Станционный смотритель” Самсон Вырин – обыкновенный, ничем не примечательный мелкий чиновник, “маленький человек”. Повествованию о его горестной судьбе предпослан эпиграф из Вяземского: Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор. В этих словах содержится горькая ирония. Станционный смотритель не диктатор, а “сущий мученик четырнадцатого класса”, огражденный своим чином разве что от побоев. […]...
- Сюжет, герои и проблематика повести Н. В. Гоголя “Шинель” В своей повести “Шинель” Гоголь обращается к теме “маленького человека”. Гоголь пишет о судьбе бедного, ничем не примечательного петербургского чиновника – “вечного титулярного советника”. Лишенный внешней привлекательности, Башмачкин обнаруживает ту же бесцветность и безликость и в своем речевом повелении – в его языке преобладают указательные и служебные слова: “этак”, “право”, “того”. У Акакия Акакиевича нет […]...
- Сюжет повести “Скотный двор” Дж. Оруэлла < p>Местом действия повести Дж. Оруэлла “Скотный двор” (в других переводах встречаются варианты “Скотоферма”, “Ферма животных” и др.) является ферма Манор, расположенная рядом с городком Уиллингдон в Англии. В начале повести фермой владеет мистер Джон, местный фермер. < p>В одну из ночей старый боров по имени Майор собирает в амбаре всех животных фермы. Майор произносит […]...
- Сюжет повести о Бове в русских рукописных текстах В конце XVI в. в так называемом “Познанском” сборнике мы встречаемся с переведенными на белорусский язык с “сербских книг” повестями о Тристане и Анцелоте и о Бове и с переведенной с польского повестью об Аттиле. Еще в конце XVI в. на Руси бытуют личные имена – Бова, Лукопер, свидетельствующие о том, что повесть о Бове […]...
- Сюжет приключенческой повести “Тореадоры из Васюковки” Всеволод Нестайко – выдающийся детский писатель, произведения которого известны в Украине и мире. Повесть “Тореадоры из Васюковки” есть очень интересной, в ней рассказывается о приключениях двух сообразительных и веселых ребят. В центре внимания читателя находится, как правило, острый сюжет, события постоянно развиваются, обстоятельства быстро изменяются. Приключенческая повесть – это прозаическое сочинение, объемом меньше романа. Приключенческие […]...
- Краткий сюжет повести И. С. Тургенева “Ася” Повесть “Ася” написана от лица русского дворянина Н. Н., рассказывающего о пережитой им в молодости любовной истории. Некогда в поисках новых впечатлений он отправился в Германию, где вскоре познакомился с братом и сестрой Гагиными, тоже путешествовавшими по Европе. Н. Н. быстро подружился с новыми знакомыми. Брат привлекал его интеллигентностью и душевной мягкостью, сестра же, Ася, […]...
- Сюжет и композиция, герои, проблематика повести “Выстрел” А. С. Пушкина Повесть “Выстрел”, написанная Пушкиным последней, стоит во главе “Повестей Белкина”. Попробуем рассмотреть сюжет-но-композиционные особенности произведения. Повествование ведется от лица основного рассказчика – подполковника И. Л. П. Кроме него, в повести присутствуют еще два рассказчика – Сильвио и граф. Все три рассказчика являются одновременно и действующими лицами повествования. Однако И. Л. П. появляется с героями попеременно […]...
- Анализ повести “Мои университеты” М. Горького, сюжет, тема, идея, план < p>Повесть “Мои университеты”, написанная Максимом Горьким в 1923 году, является последней частью автобиографической трилогии писателя. В данной повести отражена завершающая фаза его окончательного личностного формирования. Основной тематикой произведения является зарождение и развитие революционных настроений в обществе. Сюжет повести < p>Сюжет “Моих университетов” сконцентрирован на молодом Алеше Пешкове, который отправляется в Казань поступать в университет, […]...