Сюжет и проблематика одного из произведений Н. С. Лескова (повесть “Очарованный странник”)

Дарование и творчество Николая Семеновича Лескова в нашей литературе пока не соединяются с определением “великий”. Однако достаточно открыть любое его произведение, чтобы оказаться во власти удивительного таланта. Повести и рассказы писателя возвращают нас в 1860-е годы. Лесков изъездил всю Россию, знал народ и его нужды не по рассказам.

Он мечтал о постоянном культурном и экономическом прогрессе страны. В своих произведениях он сосредоточен на постижении особенностей национальной жизни и глубин характера героев. И Лесков всегда

показывает отношения личности и среды ее обитания.
В повести “Очарованный странник” на первом плане оригинальная личность Ивана Северьяныча Флягина. И уже в названии чувствуется, что основным мотивом повести будет дорога. Путь, которым проходит герой, – это поиски своего места среди людей, своего призвания, постижения смысла жизни. Каждый этап этого пути – новый шаг в нравственном развитии Флягина.

Будучи из крепостных, он в начале жизни судит о людях на основании полученного в замкнутом мирке опыта. И мы видим, сколько герою приходится испытать, чтобы оценить свою свободу и свободу отношений

с другими людьми.
В начале повести рассказчик, Иван Северьяныч Флягин, говорит о своем пути: “Я ведь много что происходил, мне довелось быть-с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня “увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес. , всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть”. В имении графа К. его школили, как лошадей на конном заводе. Иван должен был стать форейтором. Здесь и закончился первый этап его пути нечаянным убийством монашка и бегством из имения.

Убитый монашек обещал ему, придя во сне, что “.. .будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы”. А все потому, что он – сын, обещанный Богу его матерью. Сбежав из дома, он волей случая попадает к одному поляку нянькой для маленькой девочки, которую оставила мать.

Впервые герой испытывает сострадание и привязанность не только к животным, но и к человеку. И впервые он принимает решение не в свою пользу, а в пользу страдающего человека – матери. “Она в отчаянии прежалобно вопит и, насильно влекома, за ним хотя следует, но глаза и руки сюда ко мне и к дите простирает… И вот вижу я и чувствую, как она, точно живая, пополам рвется, половина к нему, половина к дитяти…” За 10 лет татарского плена Флягин ощутил кровное родство со “своим”, русским, национальным. Флягин не может слиться с татарским укладом жизни, принять его всерьез и надолго.

Здесь существуют лишь элементарные формы борьбы за существование.
Но Лесков далек от идеализации русской жизни. Святая Русь, к которой так стремился Флягин, отмечает возвращение блудного сына своеобразно – плетьми: “Высекли в полиции и в свое имение доставили”, граф “велел… еще раз дома высечь”, после лишения отцом Ильей причастия граф приказал управителю опять высечь рассказчика “по-новому, на крыльце, перед конторою, при всех людях”. Потом граф отпускает Флягина на оброк, и начинается новое испытание: редкостный знаток лошадей втягивается в то привычное пьянство, которое давно уже стало бичом России. И опять случайность переворачивает его жизнь и дает новое направление.

Рассказчик наивно убежден, что от горькой беды его освобождает колдовская сила “магнетизера”. Флягин встречает цыганку Грушу и открывает для себя колдовскую силу женской красоты над человеческой душой. Чистота и величие его чувства в том, что оно свободно от самолюбия и собственничества, в любви и бесконечном преклонении перед другим человеком для героя исчезает грань между жизнью для себя и жизнью для другого.

Сбывается обещание “магнетизера”: “Я тебе в жизни новое понятие дам”. И сам герой осознает, что любовь к Груше внутренне переродила его.
После смерти Груши – опять дорога, но эта дорога к людям, к встрече с ними уже на новых основаниях. Обретенное героем единство с другими людьми разрешается в ситуации первой же встречи с убитыми горем стариком и старушкой, сына которых должны взять в рекруты. Флягин идет в солдаты, меняясь судьбой и именем с человеком, которого никогда не видел: “Тем и покончили, и отвезли они меня в другой город, и сдали меня там вместо сына в рекруты…”;”.. .стал начальство просить, чтобы на Кавказ меня определить, где я могу скорее за веру умереть”. Пятнадцатилетняя служба на Кавказе становится для героя новым испытанием.

Обстоятельства жизни все время испытывают героя на прочность, жизнь ни в чем не помогает и ни в чем не поддерживает его. Вот он – георгиевский кавалер и офицер, “благородный”. Казалось, это хороший конец, итог полной лишений и тягот жизни, и должен начаться новый, счастливый ее этап.

И новый этап действительно начинается, но у Лескова все далеко от счастливого конца. “Благородство” не только не способствует “карьере”, но даже мешает возможности вернуться к старому кучерскому ремеслу (“говорят: ты благородный офицер, и военный орден имеешь, тебя ни обругать, ни ударить непристойно…”). Чтобы не умереть с голоду, Флягин идет в артисты, в балаган на Адмиралтейской площади. Но и оттуда он вынужден уйти.

И, наконец, Иван Северьяныч доходит до монастыря.
Флягин живет не разумом, а чувствами. В монастыре он пытается одолеть в себе тоску, великую любовь к Груше. Однако он находит успокоение не в суровом аскетизме, а в любви к Родине:
“- Разве вы и сами собираетесь идти воевать?-А как же-с? Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется.-Как же вы: в клобуке и в рясе пойдете воевать? ,-Нет-с; я тогда клобучок сниму, а амуничку надену”.
Здесь и проявляется личная ответственность героя за судьбу своей земли и готовность умереть за нее. Не случайно в финале рассказа Флягина повторяются все основные мотивы повествования: постоянные искушения, одержимость любовью, плен и дорога. Это значит, что ничего еще не кончено для “очарованного странника”, что итоги его жизни не подведены и отпущенная ему “тысяча жизней” не прожита до конца.

Читатель встречает героя в пути и покидает его опять в дороге. Ни один образ в творчестве Лескова не достигает такой эпической монументальности, как образ “очарованного странника”. Чертами этого героя – силой, непосредственностью, душевной добротой – отмечены многие характеры произведений Лескова.

Это своеобразное решение автором проблемы положительного героя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сюжет и проблематика одного из произведений Н. С. Лескова (повесть “Очарованный странник”)