Своеобразие творческого пути поэта



<

p>”Надо было с детства приспособиться к этому резкому и непрерывному ветру, сжиться с неразрешимыми сомнениями, с глубочайшими истинами, с собственной слабостью, с каждодневными оскорблениями, надо было с самого нежного детства приобрести привычку скрывать все, что волнует душу, и не только ничего не терять из того, что в ней схоронил, а напротив, – давать вызреть в безмолвном гневе всему, что ложилось на сердце. Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы с кандалами

на руках и ногах высоко держать голову”, – говорил Александр Герцен о времени, в котором формировалось творческое мировоззрение Лермонтова.
Исследуя поэтическое творчество Лермонтова, В. Г. Белинский писал, что в нем “выразился исторический момент русского общества”, и пафос его лирики “заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности”.
Описание событий в романах и других произведениях Лермонтова определяет собой послепушкинский этап развития русской поэзии – на смену пушкинским светлым, стремящимся к гармонии строкам приходит трагическая лира Лермонтова;
Пушкин стремится передать объективные законы жизни, Лермонтов же отдает предпочтение субъективности мироощущения, его лирика Лермонтова “вышла из глубины оскорбленного духа; это вопль, это стон человека”, по выражения Белинского.
Лермонтов, продолжаю начинания Пушкина, отходит от традиционных жанров и создает философские думы и поэтические новеллы. В отличие от исторических дум К. Ф. Рылеева и политических Н. А. Некрасова произведения Лермонтова (“Дума”, “Поэт”, “Кинжал”, “Родина” и прочие) представляют собой философские размышления. Лирические новеллы – это стихотворения с отчетливым обобщающим суждением (“Три пальмы”, “Дары Терека”, “Пленный рыцарь” и др.).
Среди особенностей лермонтовской поэтической речи выделяется стремление к философской афористичности, что подчеркивает субъективность мысли (“Нет, я не Байрон…”, “Парус”, “Утес”, “Пророк”). “Как у Пушкина грация и задушевность, так у Лермонтова живая и острая сила составляют преобладающее свойство стиха”, – писал Белинский.
В творчестве Лермонтова традиционно выделяют три этапа. Первый – период ученичества (1828-1832) – влияние Байрона, Жуковского, Пушкина; лирический герой имеет биографические черты автора, а его переживания лишены полутонов, гиперболизированы, что подчеркивает романтическую суть лирики этого периода.
Второй этап – период становления поэта, обретение собственного “я” (1833-1836). Осложняется авторский взгляд на происходящее, расширяется палитра эмоционального настроя лирических произведений. Поэт отходит от тождественности себя и лирического героя.

Лирика носит романтический характер, хотя в стихах “Новгород”, “Жалобы турка”, “10 июля 1830” видны реалистические элементы.
Третий этап – период зрелой лирики (1837- 1841), время высшего расцвета творчества Лермонтова. Поэтические образы приобретают символическую обобщенность – лирического героя не удовлетворяют мимолетная любовь, участие друзей, красота природы, но усиление мотива отрицания только делает героя ближе к людям, к естественным человеческим проявлениям. Общий тон лирики в этот период тоже меняется: уходит бурная эмоциональность, в лирическую речь входит повествовательность.

Этот этап ознаменован переходом к реалистическому письму (“Журналист, Читатель и Писатель”).
“Так, в сложном переплетении романтического и реалистического изображения – при общем со всей передовой литературой движении к реализму – в различных литературных родах и многообразных жанровых формах, всей целостностью структуры произведений осуществлялись Лермонтовым страстные поэтические поиски решения нравственных вопросов о судьбах и правах человеческой личности и через них – о судьбах народа, нации, человечества” (У. Р. Фохтп).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Своеобразие творческого пути поэта