Своеобразие ранней лирики А. Ахматовой
Я несу букет левкоев белых.
Для того в них тайный скрыт огонь,
Кто, беря цветы из рук несмелых,
Тронет теплую ладонь.
А. Ахматова
Описание событий в романах и других произведениях А. Ахматовой сегодня настолько известно и имеет такое множество почитателей, что сложно уже представить русскую литературу «серебряного века», а также советскую литературу без этого имени. Творческий путь А. Ахматовой был непростым и тернистым, хотя много в ее жизни было и искренней радости, счастья.
Поэзии А. Ахматовой всегда было тесно в
Молюсь оконному лучу — Он бледен, тонок, прям. Сегодня я с утра молчу, А сердце — пополам.
Ахматова всегда, а особенно в своих ранних произведениях
Звенела музыка в садуТаким невыразимым горем. Свежо и остро пахли моремНа блюде устрицы во льду.
Со страниц ахматовских сборников перед нами раскрывается живая и глубоко чувствительная душа реальной, земной женщины, которая по-настоящему плачет и смеется, огорчается и приходит в восторг, надеется и разочаровывается. Весь этот калейдоскоп привычных чувств при каждом новом взгляде высвечивает все новые узоры восприимчивой и отзывчивой души поэта.
Настоящую нежность не спутаешьНи с чем, и она тиха. Ты напрасно бережно кутаешьМне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорныеГоворишь о первой любви. Как я знаю эти упорныеНесытые взгляды твои!
А. Ахматова начала писать очень рано — лет в одиннадцать-двенадцать, но впоследствии она называла свои первые опыты «беспомощными стихами». Первые же ее изданные сборники явились своеобразной антологией любви: любовь преданная и верная, и любовные измены, встречи и разлуки, радость и чувство грусти, одиночества, отчаяния — то, что близко и понятно каждому.
Первый сборник Ахматовой «Вечер» вышел в 1912 году и сразу привлек к себе внимание литературных кругов, принес ей известность. Этот сборник — своеобразный лирический дневник поэта.
Я вижу все. Я все запоминаю, Любовно-кротко в сердце берегу.
Некоторые стихотворения из первого сборника были включены во второй — «Четки», который имел настолько широкий успех, что переиздавался восемь раз.
После ветра и мороза былоЛюбо мне погреться у огня. Там за сердцем я не уследила, И его украли у меня.
Современников поразила взыскательность и зрелость уже самых первых стихотворений А. Ахматовой. О трепетных чувствах и отношениях она умела говорить просто и легко, но ее откровенность не снижала их до уровня обыденности.
В тысяча девятисот семнадцатого году выходит третий сборник А. Ахматовой — «Белая стая», в котором отразились глубокие раздумья о зыбкой и тревожной предреволюционной действительности. Стихи «Белой стаи» лишены суетности, преисполнены достоинства и целеустремленной сосредоточенности на незримой душевной работе, многие из них посвящены меняющемуся образу Музы поэта.
Слаб голос мой, но воля не слабеет, Мне даже легче стало без любви. Высоко небо, горный ветер веет, И непорочны помыслы мои.
Как и у любого настоящего поэта, сердце А. Ахматовой с юности было настроено на улавливание гула событий будущего, глубокое переживание реальности настоящего. Никогда она не теряла этой тонкой связи, объединяющей ее со временем и с народом, и поэтому стихи ее всегда находили и находят горячий отклик в душе читателя.
Не будем пить из одного стаканаНи воду мы, ни сладкое вино, Не поцелуемся мы утром рано, А ввечеру не поглядим в окно. Ты дышишь солнцем, я дышу луною, Но живы мы любовью одною.