Своеобразие поэтического дара Твардовского

Труд самого поэта – это нечто важное, главное, пронизывающее его жизнь от самого начала трудовой деятельности. Об этом также сохранились воспоминания близко знавших поэта людей: “В труде души молодого Твардовского было нечто непосредственно вырастающее из труда крестьянина и мастерового человека, каким был его отец крестьянин и кузнец, из труда души его матери, своеобразной и поэтической крестьянки, образ которой проходит через его поэзию и о которой не раз он говорил и в наших тогдашних беседах, и вместе с тем это был уже труд души народного

интеллигента и поэта совершенно нового типа, труд души будущего Твардовского” (А. Македонов).

Красота родного края, память о близких и друзьях, весь строй жизни в детстве и юности – все объединилось и вошло в ум и сердце поэта. Неоднократно вспоминал он об этом в своих произведениях:

Нет, жизнь меня не обделила, И сказок в трепетную память, Добром своим не обошла, И песен матери родной, Всего с лихвой дано мне было И старых праздников с попами, В дорогу – света и тепла. И новых с музыкой иной. За далью – даль

“Родная смоленская земля, поэтическая натура матери, по-крестьянски одержимая

личность отца, строительство новой деревни – вот та благодатная почва, на которой закладывался и вырастал большой поэт – А. Т. Твардовский”. “В стихах своего земляка,- вспоминал позднее Твардовский,- уже известного в наших краях поэта, я увидел, что предметом поэзии может и должна быть окружающая меня жизнь деревни, наша непритязательная смоленская природа, собственный мой мир впечатлений, чувств, душевных привязанностей”.

“Твардовский создает крупный характер, олицетворяющий судьбы миллионов крестьянских семей, крестьянских масс в год “великого перелома”, заставляя убедиться в притягательной силе нового. В поэме проявляется талант Твардовского как национального русского поэта, создающего правдивые реалистические характеры, картины жизни, обнаружившего мастерство владения народным словом…”3. При сопоставлении с поэмой Некрасова ” Кому на Руси жить хорошо ” возможны такие вопросы: каковы характеры героев поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” и поэмы А. Т. Твардовского “Страна Муравия”?

В чем разница картин, открывающихся героям, поэм в пути? И пр.

Сообщая школьникам о том, как поэма “Страна Муравия” сразу принесла поэту известность, и завершая разговор о поэте на уроке, полезно привести фрагмент из воспоминаний М. Исаковского: “Поэма Твардовского сразу же прлучила широчайшее распространение. Высокую оценку дала еш*и критика. И очень скоро “Страна Муравия” была включена в вузовские программы: студенты должны были изучать ее наряду с произведениями классиков и лучшими произведениями литературы.

Создалось любопытное положение: студент Твардовский при окончании института (а он его окончил в 1939 году) на экзаменах мог вытащить такой билет, по которому он должен был бы рассказать экзаменаторам о произведении поэта А. Твардовского “Страна Му-равия”. Случай, как мне кажется, небывалый в истории литературы…”

Если в поэтических фельетонах Теркин представал исключительной личностью (“Человек он сам собой необыкновенный”) и тем самым как бы был поднят над солдатской массой, то в поэме Твардовский намеренно подчеркнул его “обыкновенность”, его слитность со всеми бойцами. Изменившееся отношение к герою углубило народность поэмы в целом.

Вася Теркин? Кто такой? Скажем откровенно: Человек он сам собой Необыкновенный.

Коллективный “Теркин” Теркин – кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный…

Поэма пронизана мыслью о защите родной земли. Это слышится и в голосе автора, и в словах его героя-обыкновенного парня Василия Теркина. . Вот, например, глава “На привале”-начинаясь с шуток повара и Василия Теркина, толкования “разных сабантуев” (веселых, остроумных шуток), заключается как бы невзначай выводом:

Сабантуй – тебе наука, Враг лютует – сам лютуй.

Или несколько картин главы “Перед боем”- путь солдата к своим проходит лесом, полем, мимо случайной хаты, где хозяйка напутствует бойцов: “Воротиться дай вам бог…”- которые завершаются словами Теркина, выражающими заветную мечту русского солдата в тяжкие годы Великой Отечественной войны:

Не зарвемся, так прорвемся, Будем живы – не помрем. Срок придет, назад вернемся, Что отдали – все вернем…

Читатель поможет школьникам заметить и осознать органическое единство юмора и лирики, повествования и патетики, внутреннее композиционное единство, единство устремлений героев поэмы и автора, беззаветно любящих Родину, страдающих и борющихся за ее освобождение. Все это делает произведение предельно правдивой и жизненной картиной минувшей войны.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Своеобразие поэтического дара Твардовского