“Свободы сеятель пустынный” анализ стихотворения Пушкина



История создания

Стихотворение “Свободы сеятель пустынный” было написано в 1823 году. Это тяжелый период в жизни Пушкина. Усиливается реакция, Пушкин разочаровывается в вольнолюбивых мечтах. Поэт осознает тщетность порывов к свободе.

Данное стихотворение выражает неуверенность в действенности слов поэта, влиянии призывов на людей, на целые народы.

Литературное направление, жанр

“Свободы сеятель пустынный” – позднеромантическое стихотворение Пушкина. Оно выражает разочарование в романтических идеалах. Это образец гражданской лирики. Себя поэт считает просветителем, сеющим в массы живительные идеи преобразований, изменений, даже революционных. “Клич чести” поэта не будит народы, которые Пушкин ассоциирует с овцами или другим скотом.

Лирический герой опускает руки и предоставляет событиям течь своим чередом. Он смиряется с пассивностью народов, хоть и обвиняет их в том, что они не поддерживают призыв. Эти обвинение и горечь отражают романтическое мировосприятие Пушкина.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения

– разочарование в великой миссии поэта как глашатая правды и свободы. Основная мысль связана с тайной надеждой поэта. Во второй части лирический герой взывает к народам, как будто махнув рукой на бездействие толпы. Но стихотворение обращено не к ним, а к тем немногим личностям, которые осознают свою роль в истории и могут откликнуться на призыв.

Так что основная мысль – разбудить личности в стадах мирных народов.

Эпиграф стихотворения взят из Евангелия от Матфея. Это первая строка притчи о сеятеле. В притче Иисус иносказательно объяснил ученикам, как воспринимают слушающие Слово Божье.

Лишь немногие внимают ему, понимают его правильно и живут в соответствии с ним. Сеятель в евангельской притче – это сам Иисус. Пушкин сопоставляет свое дело поэта, свой призыв к свободе и борьбе с проповедью Иисуса.

В отличие от Иисуса, поэт считает свою деятельность тщетной: “Но потерял я только время, Благие мысли и труды”.

Стихотворение делится на две части. Первая повествует о деятельности сеятеля-поэта, чье “живительное семя” – политические стихотворения и высказывания. Вторая часть сначала была частью чернового стихотворения “Мое беспечное незнанье”, а затем распространялась в списках как отдельное стихотворение.

Его не раз обнаруживала полиция или ІІІ Отделение.

Вторая часть – обращение к “мирным народам”, которых Пушкин сравнивает с овцами (стадо Божье – это евангельский образ послушных верующих). Но в Евангелии речь идет о пасущемся стаде, Пушкин же использует другие образы покорности: стадо режут или стригут, оно ходит в ярме (это уже не овцы, а волы), его бьют бичом.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихием почти в каждой строке, что делает стройное и ритмичное стихотворение более живым, ритм в нем как будто “спотыкается”. В стихотворении чередуются женская и мужская рифма. Рифмовка первой строфы имеет своеобразную структуру: первые четыре строчки связаны перекрестной рифмовкой, причем четвертая строчка одновременно связана кольцевой рифмовкой с последними тремя: АбАбВВб.

Вторая строфа состоит из 6 строчек, связанных перекрестной рифмовкой.

Тропы и образы

Первая строфа полна евангельских образов и старославянизмов, что делает слог возвышенным: порабощенные бразды, время, благой. Слово “пустынный” имеет значение одинокий. Уточнение “до звезды” тоже отсылает к Евангелию, где звезда символизирует Иисуса, а в аллегориях Пушкина – лучшие времена, когда народы перестанут быть порабощенными. Живительное семя – аллегория вольнолюбивых высказываний Пушкина.

В первой строфе очень важны эпитеты и метафорические эпитеты, выражающие качественные характеристики поэта-глашатая и порабощенных народов: сеятель пустынный, рука чистая и безвинная, порабощенные бразды, живительное семя, благие мысли и труды.

В отличие от первой строфы, во второй, обличительной, только один эпитет – мирные народы, зато он очень емкий: народы, желающие покоя, не готовые к борьбе. В этой строфе Пушкин пользуется несогласованными определениями: чести клич, дары свободы, ярмо с гремушками.

Основной прием Пушкина в стихотворении – аллегория. Поэт использует такие фигуры речи, как умолчание, риторический вопрос и призыв. Благодаря этому в стихотворении есть практически все знаки препинания.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Свободы сеятель пустынный” анализ стихотворения Пушкина