Свобода личного высказывания в творчестве Крылова

Новый цикл в лирике Крылова составляют его социально-философские стихотворения. В них рядом с сатирическими, мужественными и злыми мотивами протеста, обличения дворянского “общества” сильно звучат мотивы руссоизма, сильнее, чем в его прозе. Крылов проклинает город, вместилище власти дворянского разврата, богатеев, и зовет в природу, в деревню. Но и он знает, что тишины нет в деревне, что крестьянин – не аркадский пастушок, а замученный раб.

Руссоизм и культ природы окрашиваются для него в тона пессимизма, безнадежности. Лишь в полном

одиночестве – спасение, и этого одиночества ищет Крылов. К данному циклу относится, например, стихотворение “На случай грозы в деревне”, судя по стилю и по содержанию относящееся также к 90-м годам XVIII в.

Конец этого стихотворения – редкий по смелости и мрачной энергии образец лирики социального гнева и мести, объективно имеющий, в сущности, революционный характер.

Особенно следует отметить резкий выпад Крылова против дворянского искусства, против функции и роли этого искусства. Крылов в данном стихотворении, связанном с радикальными страницами “Почты Духов”, “Каиба” и др., стоявший

открыто на позициях агитационной, социально-направленной поэзии, поэзии активной, воинствующей, презирает дворянское искусство, которое “щекочет сердце” согласьем, поэта, который “порокам песни хвальны и сладострастны в душу льет”.

Таким же образом в стихотворении “Уединение” Крылов формулирует не только свои руссоистические настроения, но и свой социально-политический радикализм. Руссоизм, тяга к простоте первобытной жизни и к уединению были для Крылова не эстетической позой, не проявлением примиренчества, отказа от борьбы, влечения в уют крепостнического поместья или даже не идеалом отвлеченного либерализма: руссоизм Крылова созвучен позиции самого Руссо. Это настроение радикального индивидуалиста и в то же время борца и демократа; Крылов, как и Руссо, ненавидит феодальную культуру и феодальное рабство; он прославляет бегство из сферы его влияния в уединение, в дикую природу, но он не смиряется пред врагом, а борется с ним. “Уединение” – это не только индивидуально-лирическое стихотворение, но и гражданская политическая ода, инвектива в стихах.

Крылов проклинает мир, где “скрежет злобы, бедных стон”, где кровавые слезы и преступления, где у подножия храмов (может быть, жилищ властителей земли) “бедность стонет, едва на камнях смея сесть”, пиршества сильных мира, у которых в хрусталях “пенится кровавый пот народов” и т. д. Проповеднический подъем демократа радикального толка, резкое, жестокое называние вещей своими именами составляют основу стихотворения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Свобода личного высказывания в творчестве Крылова