“Суламифь” А. И. Куприна – яркая романтическая легенда

Анализ образно-словесной организации и композиционно-сюжетной структуры произведения позволяет убедиться в том, что объектом имитации автора является восточная легенда (или предание, сказание) воспринятая достаточно стереотипно: как некий культурный феномен. Непосредственными источниками образцами стилизации стал, и ветхозаветные тексты, из которых Куприн “взял” идею, сюжет, образы, в значительной мере, стилистику. Домысливая и обогащу их, писатель ориентировался на древневосточную эстетическую традицию, проявляющуюся в искусстве

скульптуры, рельефа, росписи, художественного слова, а также – на мифологию и на принципы эпического повествования.

Композиционно-сюжетная и образно-словесная организация литературной легенды Куприна – наиболее ясная форма выражения авторского отношения к изображаемому. Определяющим авторскую позицию, в данном случае, можно считать романтическое мирочувствование: возвышенно-мечтательное, экспрессивно-эмоциональное, идеально-восторженное, – проявляющееся в идеализации и романтизации любви как высшего проявления человеческой души. Поэтому художественный мир, созданный писателем в легенде,

кажущийся столь древним и условным, на самом деле очень современен и глубоко индивидуален.

Итак, по содержанию “Суламифь”: высокое счастье и трагедия истинной любви. По типам героев: мудрец-жизнелюбец и чистая девушка. По важнейшему источнику: самая “романтическая” часть Библии – “Песнь песней”. По композиции и сюжету: “эпическая дистанция” и приближение к современности…

По приемам стилизации: поэтизация быта, орнаментализация и декорирование портретных и пейзажных описаний, ритмизация речи героев и повествователя.

По авторскому пафосу: любование миром и человеком, восприятие истинным чудом – человека в его лучших и возвышенных чувствах.

Вместе с тем “Суламифь” Куприна – эстетический и эмоциональный отклик писателя на свою эпоху, отмеченную ощущением переходности, обновления, движения к новому, поисками положительных начал в жизни, мечтой об осуществлении в действительности идеала. В искусстве и литературе этого времени не случайно Д. Мережковский видел возрождение романтизма. “Суламифь” А. И. Куприна – яркая романтическая легенда.

Тема любви всегда волновала писателя. И это чувство было расценено им как возносящее “в бесконечную высь ценность человеческой личности”, дарующее равно прекрасные “нежное целомудренное благоухание” и “трепет опьянения” чистой страстью. Вместе с тем Куприн ясно видел трагический исход любви, оказавшейся в цепях условности”, поэтому написал он замечательные повести “Гранатовый браслет” и “Суламифь”.

Повесть А. И. Куприна “Суламифь” – талантливая поэтическая стилизация на тему “Песни песней”; гимн в честь торжествующей земной любви. Протестуя против цинизма, продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть “Суламифь”. Она была написана по мотивам библейской “Песни песней” царя Соломона.

Он полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за ревности покинутой им царицы Астис она погибает.

Прославление большой любви и беззаветной преданности любимому и поныне волнует читателя в повести Куприна, заставляя воспринимать “Суламифь” не как экзотическую, малохарактерную для таланта писателя стилизацию, а как произведение, стоящее в ряду других его рассказов и повестей, посвященных утверждению величия и силы прекрасного человеческого чувства.

Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести “Гранатовый браслет”, являющейся одной из самых трогательных, самых печальных рассказов о безответной любви.

Любовные коллизии, переданные с помощью тонкого, чувственного языка любви не могут оставить равнодушных и современного читателя. Как отмечает Афанасьева В. Н: “прекрасен язык лучших произведений Куприна – простой, ясный и гибкий, черпающий свою силу в богатой и щедрой глубине русской народной речи, близкий языку писателей-классиков”.

Повести Куприна “Суламифь” и “Гранатовый браслет” были вдохновенным гимном во славу подлинной любви, которая сильнее смерти, которая делает людей прекрасными, независимо от того, кто эти люди,- мудрый царь Соломон или бедный Желтков.

Книги Куприна никого не оставляют равнодушным, напротив, они всегда манят к себе. Многому можно учиться молодым людям у этого писателя: гуманизму, доброте, душевной мудрости, умению любить, ценить любовь.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Суламифь” А. И. Куприна – яркая романтическая легенда