“Судебное заседание” по повести А. С. Пушкина

Сегодня многие нравственные качества – долг, честь, Порядочность, благородство, мужество – оказались в значительной степени девальвированы и нечасто проявляются в обыденной повседневной жизни. Это вовсе не означает, что учащиеся не в состоянии понять и усвоить их с тем, чтобы эти качества стали частью их характера. Изучение повести А. С. Пушкина ” Капитанская дочка” в восьмом классе может завершиться уроком, посвященным образу Петра Гринева.

Поиск оптимальной модели урока показал, что его построение в форме “судебного

заседания” позволяет лучше понять содержание пушкинского произведения, найти более точные и верные оценки поведения Гринева, Швабрина, других персонажей повести, наконец, самого Пугачева, который не может быть представлен только в образе “народного заступника”.

Предлагаемый вариант урока не кажется нам надуманным. Последняя глава повести, как известно, называется “Суд”, то есть финальная часть произведения как раз и есть не что иное, как “судебное разбирательство”.

Тема урока: Тема чести, мужества и благородства в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Форма урока –

“судебное заседание”.

Цель урока:

осмысление учащимися событий, особенно сильно повлиявших на формирование духовного мира рассказчика; развитие навыков находить и оценивать смысл и значение художественных деталей и композиции произведения в целом; развитие ассоциативно-образного мышления; воспитание интереса к исследовательской деятельности; побуждение школьников к серьезным размышлениям о значимости нравственности и морали в поведении.

Подсудимый – Гринев; Обвинители – судебная комиссия; Свидетель – Швабрин.

Класс делится на группы: группа учащихся готовит и формулирует содержание Обвинения ; несколько групп – Защитники, им дается задание найти в тексте повести доказательства проявления чести и благородства П. А. Гриневым:

1-я группа – гл. 1-11;

2-я группа – гл. 7;

3-я группа – гл. 8-9;

4-я группа – гл. 10;

5-я группа – гл. 11-12;

6-я группа – гл. 13-14.

Роль Судьи может взять на себя на уроке учитель (ему придется вести урок-заседание и делать обобщения на основе высказываний учащихся).

Народные заседатели – остальные ученики.

Для приближения к эпохе, описанной в повести, можно использовать элементы декоративного оформления, прибегнув к сценическому, театральному подходу.

I. Сообщение темы урока. Определение понятий:

Честь – общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости;

Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности;

Благородство – высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честью.

II. Представление действующих лиц.

III. Ход “судебного процесса”.

Секретарь: Встать, суд идет!

Судья: Уважаемые дамы и господа! Уважаемые народные заседатели!

Сегодня слушаем дело Петра Андреевича Гринева по обвинению в государственной измене.

Как показало следствие, Петр Андреевич Гринев, дворянин, офицер императорской гвардии, “вступил в службу к Пугачеву, был пощажен самозванцем, пировал с бунтовщиками, принимая от главного злодея подарки”, самовольно отлучился с места службы в Оренбурге в военное время и назад не вернулся.

Вопрос к свидетелю: что вы можете сказать по делу прапорщика Гринева П. А.?

Швабрин: Уважаемый господин судья! Уважаемые народные заседатели! Я хорошо знаком с Гриневым и утверждаю, что он был дружен с Пугачевым и состоял у него на службе.

Когда восставшими была захвачена Белогорская крепость, то Пугачев расправился со всеми, кто не перешел на его сторону, и лишь Гриневу даровал жизнь, приглашал его на свои пирушки и военный совет, отправил в Оренбург со своим посланием, пожаловал ему тулуп, лошадь и полтину денег.

Судья: Слово предоставляется защите подсудимого.

Защитники Приводят факты из главы “Приступ”.

К уроку были даны вопросы:

1. Какие перемены происходят в душе Гринева в этой ситуации?

2. Как влияет на него поведение коменданта крепости Миронова и его жены?

3. Как ведет себя молодой офицер, когда Пугачев дарует ему жизнь?

4. Какие детали текста помогают ответить на эти вопросы?

Судья: Слово предоставляется свидетелю Архипу Савельичу.

Свидетель Рассказывает о том, почему беглый каторжник, впоследствии назвавший себя “царем”, “народным заступником”, Емельян Пугачев надолго запомнил свою первую встречу с юношей во время бурана. Гринев не только благодарит своего спасителя, но и проявляет уважение к человеку, ведь буран не различает, кто перед ним: дворянин или холоп. Разглядел однажды Гринев человека в Пугачеве, обратился к лучшему, что было в нем, и Пугачев не может уже забыть про этот случай, потому и спасает его от лютой казни, хотя молодой дворянин и не признал в нем вожатого.

Судья: Вопрос к защите: как ведет себя Гринев после освобождения?

Материал, подготовленный Защитниками По главе VIII, может выглядеть следующим образом.

О чем размышляет Гринев после освобождения?

“Что мне было делать? Оставаться в крепости, подвластной злодею… было неприлично офицеру. Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла еще быть полезна отечеству в настоящих затруднительных обстоятельствах”.

Почему Пугачев сбрасывает с себя “царскую” важность, когда разговаривает с Гриневым?

“Что, струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею?.. Ты крепко передо мною виноват… но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов. Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешь ли служить мне с усердием?”

Какими качествами должен обладать человек, который в такой опасной ситуации искренне говорит Пугачеву, что не признает в нем государя, отказывается служить ему, оставаясь верным присяге, воевать против него?

“Вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны, что я не мог не усмехнуться”.

“Чувство долга восторжествовало во мне над слабостью человеческою Слушай: скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя?.. Ты сам увидел бы, что я лукавлю”.

“Моя искренность поразила Пугачева…”

Судья. Слово предоставляется обвиняющей стороне.

Обвиняющая сторона. Милостивый государь! Уважаемые дамы и господа! Мне доподлинно известно, что прапорщик Гринев, находясь в осажденном Оренбурге, вызывается стать во главе отряда и очистить Белогорскую крепость от бунтовщиков.

Но чем это вызвано? Это следствие того, что он получил тайное послание от Марьи Мироновой, дочери коменданта, в которую он влюблен! Мало того, когда ему отказывают в этом, он самовольно покидает город!

Видимо, он к тому же был “отряжен в Оренбург шпионом”.

Судья. Слово предоставляется защите.

Защита строит свое выступление, исходя из следующих вопросов:

1. Как Гринев мог объяснить свою отлучку из Оренбурга и свои встречи с Пугачевым?

2. Почему он рассказал Пугачеву все о своей невесте и предательстве Швабрина, а на суде, намереваясь быть правдивым, скрывает существование обстоятельств, связанных с Марьей Ивановной?

Защита приводит доказательства проявления Гриневым чести и благородства, сохранения верности присяге, что в свою очередь подкупает Пугачева. В “разбойнике” и “душегубце” Гринев видит человека широкой души.

Народные заседатели Высказывают свои соображения по предъявленному обвинению.

Судья. Дорогие друзья! На сегодняшнем заседании мы вместе с персонажами повести А. С. Пушкина приходим к выводу, что самое главное для человека во всех жизненных обстоятельствах – сохранять доброту и благородство.

Не зря эпиграфом к своей повести автор взял русскую пословицу “Береги честь смолоду!”.

Вы доказали, что благородство Гринева проявилось в выполнении долга, в его честности и преданности, в уважении к любимой девушке, в ответственности за ее судьбу, в чувстве собственного достоинства. И вся повесть, как исповедь, обращена к новому поколению, в ней рассказчик сознается в своих грехах и отдает себя на суд людской. А. С. Пушкин в первичном замысле хотел продолжить записки Гринева обращением своего героя к внуку. Послушайте это предисловие (оно так и не было включено в повесть):

“Любезный внук мой Петруша!

…Начинаю для тебя свои записки, или лучше искреннюю исповедь, с полным уверением, что признания мои послужат к пользе твоей. Ты знаешь, что, несмотря на твои проказы, я все полагаю, что в тебе прок будет, и главным тому доказательством почитаю сходство твоей молодости с моею… Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых трудных обстоятельствах, я выплыл наконец и, слава Богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих ближних и добрых знакомых.

То же пророчу и тебе, любезный Петруша, если сохранишь в сердце своем два прекрасных качества, мною в тебе замеченных: доброту и благородство”.

Пушкин-прозаик, Пушкин-психолог побуждает нас поразмыслить над такими вопросами, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование, чувство чести и собственного достоинства.

Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Сформулировать темы Сочинения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Судебное заседание” по повести А. С. Пушкина