Судьба поколений тридцатых годов в лирике (Лермонтов М. Ю.)
Тысяча восемьсот тридцатые годы. Что это за время для России и ее народа? Как оно влияло на формирование мировоззрения молодого поколения, вступившего в жизнь после поражения декабристов?
После провалившегося восстания декабристов в сознании поколения тридцатых годов все оказалось перевернутым и переосмысленным.
В стихотворении “Дума”, относящемся к теме судьбы молодого поколения, Михаил Юрьевич Лермонтов говорит о том, что после того, как стремление декабристов к освобождению страны, ее трудового народа обернулось для них
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
С юношеских лет они увидели, как люди, несущие благородные идеи в массы, не склонившиеся под властью, не смирившиеся с несправедливостью, противоборствующие ей, потерпели поражение.
И будущее многих незаурядных умов его поколения обречено на бессмысленное существование, смирение с действительностью из-за невозможности в
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Отныне ирония, безверие, сомнение, разочарование явились подлинными социальными чувствами людей того времени. Ярким примером человека того поколения является Печорин, главное действующее лицо романа “Герой нашего времени” Лермонтова. Он обладает высокой культурой, умом, но он несчастлив, разочарован в своей жизни.
Утратив идеалы и нравственные ценности, он мечется в поисках достойной жизни, но так и не находит применения себе и своим силам.
Еще одним произведением поэта, где звучит тема судьбы молодого поколения, является стихотворение “Монолог”:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем.
Таким образом, поколение тысяча восемьсот тридцатых годов, вступившее в жизнь после поражения декабристов, обречено на бездействие. В лишении возможности действовать заключается социальное отчаяние, охватившее современников поэта, и его самого.
- Судьба поколения 1830-х годов в лирике М. Ю. Лермонтова На 30-е годы 19 века приходилась “эпоха безвременья”. Историки говорят, что она наступает тогда, когда одна общественная идея уходит, а другая не успевает образоваться. М. Ю. Лермонтов, будучи поэтом, неравнодушно воспринимал действительность и все свои мысли, переживания излагал в стихах. Тема судьбы поколения присутствует у поэта во всем творчестве, в том числе и в лирике. […]...
- Литература двадцатых-тридцатых годов XX века. А. Серафимович “Железный поток”, Д. Фурманов “Чапаев”, Н. Островский “Как закалялась сталь” В юбилейный, 1927 год, отвечая на вопросы журнала “Смена”, попросившего назвать десять лучших произведений советской литературы, появившихся за десятилетие после Октября, А. В. Луначарский назвал первыми А. С. Серафимовича “Железный поток” и Д. А. Фурманова “Чапаев”, да еще можно теперь прибавить Н. Островского “Как закалялась сталь”. Эти книги являются прекрасными памятниками истории революции, отражающими саму […]...
- Судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова План Изображение своего поколения: разочарование и пренебрежение Судьба поэта в период поколения 1830х 1812-1830: сравнение поколений В своих произведениях Лермонтов неизменно показывает себя как человека, активно интересующегося судьбами родной страны и своего поколения: “Грядущее тревожит грудь мою” (“1831-го июня 11 дня”). Вопрос “Что же будет дальше, и как посмотрят на нас потомки?” не дает поэту […]...
- Герои Леонова в романах и пьесах тридцатых годов прошлого столетия Атмосфера второй половины тридцатых годов в стране, атмосфера подозрительности, поиска затаившихся врагов, гипертрофированной бдительности прекрасно передана в лучшей, по нашему мнению, пьесе с хорошо закрученной интригой “Метель”. Худшие людские качества: лицемерие, ханжество, угодничество – активизируются в подобной обстановке. Подлинные преступники, подлецы и шкурники чувствуют в ней себя прекрасно, в совершенстве научились разговаривать в унисон начальству […]...
- Что является главным при определении “специфического колорита” литературного развития тридцатых годов Работа Пушкина проходила в условиях господства романтизма. Создавая реалистические произведения, отстаивая реализм, он шел против течения. Отсюда возраставшее из года в год непонимание поэта критикой и читателями. Но Пушкина не только не понимали – с ним боролись, его стремились дискредитировать, его подвергали травле. Должно помнить о той тяжелой атмосфере, в которой работал Пушкин, сурово н […]...
- Эхо тридцатых годов в творчестве и судьбе русских писателей Противоречие между постановлением ЦК и мясозаготовительным планом столь очевидно, что районная парторганизация чувствует себя вовсе не уверенно… (Из письма М. А. Шолохова И. В. Сталину) Я не случайно вынес эпиграфом строки из письма Шолохова Сталину, написанного и отправленного в 1932 году. В письме Шолохов подвергал сомнению действие на местах Постановления ЦК “О принудительном обобщении скота”. […]...
- Обыватели тридцатых годов в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” В 1921 году в стихотворении “О дряни” В. В. Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных бои. Подернулась тиной советская мешанина. И вылезло Из-за спины РСФСР Мурло Мещанина. В начале двадцатых годов на сцене театра жизни вновь появился знакомый персонаж – обыватель. В XIX веке о нем писали Н. В. Гоголь и Ф. […]...
- Поэзия двадцатых-тридцатых годов восемнадцатого столетия Поэзия двадцатых – тридцатых годов полна бесконечных перепевов о злобном роке, неотразимой судьбе, об одиночестве, гибели надежд и мечтаний, воспоминаний о минувших днях. Эти слова и выражения с расплывчатым, неопределенным содержанием приобретают острый политический смысл в поэзии революционных романтиков – Полежаева и, вслед за ним, Лермонтова. Примелькавшийся романтический словарь получал иную, новую, вполне определенную окраску […]...
- Мини сочинение: Рокфеллер В начале двадцатого века одна американская газета привела следующие цифры по поводу быстрого прироста состояния Рокфеллера. В тысяча восемьсот пятьдесят пятом году у него еще ничего не было. Через десять лет он имел капитал в пять тысяч долларов, к тысяча восемьсот семидесятому году он удесятерил свое состояние, а еще через два года владел одним миллионом […]...
- Лермонтов личность судьба эпоха 9 класс (Лермонтов М. Ю.) Литературная критика много спорила о Лермонтове. Некоторые ожесточенно порицали его, и это были умные и образованные люди, но омраченные партийными пристрастиями. Подумать только, журнал “Москвитянин”” (орган славянофилов) в 1841 г. пером своего сотрудника С. Шевырева предлагал сжигать некоторые стихотворения Лермонтова, в особенности эту черную, траурную, эту роковую “Думу”. Уже одно то, что поэт передал нам […]...
- Лермонтов и его Герой нашего времени Михаил Юрьевич Лермонтов – величайший русский писатель, поэт “золотого века”, современник Пушкина, автор многих замечательных произведений. Он родился в одна тысяча восемьсот четырнадцатом, в семье офицера. Воспитывала его Бабушка, которая дала ему прекрасное образование. Он отлично играл в шашки, увлекался фортепиано, писал замечательные картины. После смерти Пушкина, огорченный несправедливостью гусар Лермонтов пишет стихотворение “Смерть поэта”, […]...
- Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Мастер и Маргарита Булгаков М. А Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” В 1921 году в стихотворении “О дряни” В. В. Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных лон. Подернулась тиной советская мешанина. И вылезло Из-за спины РСФСР Мурло Мещанина. В начале двадцатых годов на сцене театра жизни вновь появился знакомый персонаж – обыватель. […]...
- Горькая судьба поколения в лирике Лермонтова Стихотворение было опубликовано в январском номере “Отечественных записок” за 1839 год. Основная мысль произведения – размышления о судьбах поколения. 11 сентября 1842 года Герцен записывает в своем “Дневнике”: “Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования, – а между тем наши страдания – почка, из которой разовьется их счастие. Поймут […]...
- Образ поколения 1830-х годов в лирике Лермонтова Темы в творчестве Лермонтова словно движутся по кругу. Они меняются местами в плане своего главенства, но при этом постоянно присутствуют в его поэтическом мире, помогая раскрытию друг друга. К 1840-м г. усиливаются социальные мотивы в его творчестве. Поэтому неудивительно, что, создавая в стихотворении “как часто пестрою толпою окружен…” образ светского общества, поэт решил противопоставить его […]...
- Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в себя целый стихотворный пласт, содержащий патриотическую тематику. В сборнике “Белая стая” (1917 г.), подводящем итог раннему творчеству поэтессы, впервые лирическая героиня Анны Ахматовой освобождается от постоянного любовного переживания. В нем появляются библейские мотивы, осмысливаются понятия […]...
- Судьба людей дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века В комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов уже представил различные типы молодых людей того времени. С одной стороны – Чацкий, порывающий с фамусовским обществом. Отказавшийся от карьеры, выражающий взгляды передовой молодой России 20-х годов, он, возможно, придет к декабристам. С другой стороны – молодые карьеристы и гражданской, и военной службы. Его мечта – генеральский […]...
- Пейзаж в лирике Пушкина второй половины 1820-х – 30-х годов Читателю легко перенестись в состояние поэта через описание природы. Ведь как в 19 веке, так и сегодня мы остаемся от нее зависимы. Стихотворение “19 октября”(1826г.) посвящено годовщине открытия лицея. Пушкин находится в ссылке и не может встретиться с друзьями. Первые строки стихотворения передают нам грусть поэта, находящегося далеко от своих друзей. И эта грусть прежде […]...
- СУДЬБА РОССИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ 1920-1930-Х ГОДОВ В РОМАНЕ М. АЛЕКСЕЕВА “ДРАЧУНЫ” В автобиографическом романе М. Алексее- ва “Драчуны”, написанном в 1981 году, дейст- вие происходит в конце 20-х – начале 30-х го- дов в селе Монастырском. Сложнейшее время в жизни российской деревни – период кол- лективизации – автор показывает через вос- приятие ребенка Миханьки Хохлова. Поэтому деревенский мир раскрывается перед нами детскими глазами. Именно это придает […]...
- Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношений поколений, близки пьесе А. Н. Островского и чем?] Проблема взаимоотношений поколений нашла свое отражение во многих произведениях русской классической литературы. В драме А. Н. Островского “Гроза” старшее поколение – люди, живущие по строгим законом Домостроя и требующие того же от остальных, а новое поколение – жертвы стариков, мечтающие о свободе. В пьесе так же, как и в комедии А. С. Грибоедова “Горе от […]...
- Судьба поколения в лирике А. Ахматовой Уникальность лирики великой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой заключается в том, что, по словам Осипа Мандельштама, она вобрала в себя “всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века”. Но не меньший интерес представляют произведения Ахматовой для, человека, который стремится понять и почувствовать эпоху, когда русский народ прошел через испытания “настоящего Двадцатого века”, ибо […]...
- Странная любовь к родине в лирике (Лермонтов М. Ю.) Неужели можно найти человека, который никогда не ощущал любовь к родине? Несмотря на проблемы, экологию, внутреннюю обстановку, мы все равно испытываем гордость за свою страну. Мы верим в нее. Я могу уверенно сказать, что моя любовь к родине сильная, пылкая, ревностная. И в этот ряд мне сложно добавить “странная”. Но Михаил Лермонтов видел все по-другому. […]...
- Судьба поколения 30-х в лирике Лермонтова “Дума” – одно из таких стихотворений, в которых скептическая и сомневающаяся мысль дворянского интеллигента выливается непосредственно и открыто, минуя сюжетные и изобразительные формы. Скепсис и отчаяние связаны с бездеятельностью и общественной трусостью, с оторванностью от конкретной борьбы. Они появляются в эпохи, когда высокое индивидуальное сознание мечется в поисках достойной жизни, но не находит ее. В […]...
- Печорин – герой, ничтожество или типичный представитель дворянства 40-х годов XIX века (Я хочу рассказать вам о книге) Роман Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени” я прочла до того, как мы стали работать над ним в классе, под руководством учителя. Хорошо помню, какое странное беспокойство я ощущала, знакомясь от страницы к странице с героями романа. Сочувствовала Печорину и жалела его, осуждала за холодность, граничащую с жестокостью, и пыталась понять, разобраться в его поступках, […]...
- Является ли вечным спор поколений? Вечной проблемой, перед которой часто бессильными оказываются люди разных поколений, является конфликты отцов и детей. Считавшиеся ранее основой людского существования жизненные принципы старших, имеют свойство уходить в прошлое, и сменяться новыми жизненными идеалами, в которые верит молодое поколение. При этом поколение “отцов” не желает уступать и осуществляет попытки к сохранению всего того, что в него […]...
- Проблеме духовного наследия по стихотворению Дума (Лермонтов М. Ю.) “Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом” Данные строки взяты из сложного социального стихотворения Лермонтова “Дума”. Главная цель этого произведения в том, чтобы дать обществу объективную оценку и понять, есть ли у него будущее. Слова “богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом” говорят о поколении самого поэта. […]...
- М. Ю. Лермонтов: Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова “Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой. Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении “Пророк”. Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором […]...
- Лермонтов о времени и о себе (по лирике и “Герою нашего времени”) Он был рожден для них, для тех надежд, Поэзии и счастья… но, безумный Из детских рано вырвался одежд И сердце бросил в море жизни шумной, И свет не пощадил и Бог не спас! М. Лермонтов Лермонтов – мой самый любимый поэт. В детстве трагизм его стихотворений был непонятен мне и волновал только интонацией, глубокой мелодичностью. […]...
- Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне? В вечном конфликте отцов и детей нет правых и виноватых. Есть лишь непримиримые стороны, не желающие искать компромисс и уступать друг другу. Порой очень сложно понять родителей и преподавателей, но и они не хотят вникать в суть волнующих юнцов проблем. Казалось бы, два-три десятилетия – не такая большая разница в возрасте. Неужели старшие успели напрочь […]...
- Связь поколений в рассказе А. Платонова “Третий сын” Идея этого урока родилась во время обучения на курсах в институте развития образования. Нам было предложено разработать модель урока на тему “Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…” (мы подробно писали об этом опыте в № 23. – Ред. ). Мне представляется, что проблема связи поколений может быть обсуждена […]...
- Конфликт поколений по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Русские писатели затрагивали в своих произведениях вечные проблемы:о любви, смысле жизни, культуре речи, взаимодействие природы и человека и другие. Одной из них является конфликт поколений. Как же раскрывается эта проблема в драме “Гроза”? В драме “Гроза” как нельзя лучше можно наблюдать конфликт поколений. Старшее поколение пытается подчинить себе младшее. Мы видим семью Кабановых, Марфа Игнатьевна […]...
- Анализ стихотворение Дума (1838) (Лермонтов М. Ю.) Стихотворение “Дума” по своему жанру является такой же элегией-сатирой, как и “Смерть поэта”. Только сатира здесь направлена не на придворное общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 30-х годов. Главная тема стихотворения – это общественное поведение человека. Тема раскрывается в данной здесь Лермонтовым характеристике поколения 30-х годов. Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции, совсем […]...
- Взаимопонимание поколений Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Еще в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и мир рушится. Проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживет, потому что культура, которая воспитывает одно поколение, будет непонятной другому. Данная проблема нашла свое отражение […]...
- Спор поколений Отцы и дети (ЕГЭ по русскому) Конфликт поколений является проблемой вне времени. Столкновение мировоззрений отцов и детей происходило и будет происходить, потому что в его основе лежит один из законов диалектики – закон борьбы и единства противоположностей (С: возможно вступление, задающее тон рассуждению). Действительно, проблема взаимопонимания и “непонимания” старшего поколения и молодого (Р. Г.) никогда себя не изживет, поскольку принципы жизни, […]...
- Судьба человеческая – судьба народная в романе “Тихий дон”(2) “Тихий Дон” М. Шолохова – роман-эпопея, раскрывающая судьбу народа в период Первой мировой и Гражданской войн. Российская действительность предоставила в распоряжение автора такого рода конфликты, которых еще не знало человечество. Старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких “вечных” вопросов, как человек […]...
- Личность и судьба по роману М. Ю. Лермонтова (Герой нашего времени) Михаил Юрьевич Лермонтов стал известен русскому народу благодаря гневному стихотворению “Смерть Поэта”, которое он посвятил убитому на дуэли А. С. Пушкину. Стихотворение юного поэта правящие круги дворянского общества встретили с ненавистью. Император Николай I увидел в Лермонтове прямого преемника декабристов и приемника Пушкина и приказал выслать молодого поэта на Кавказ, определив его в действующую армию. […]...
- Когда дом становится местом встречи поколений? Такое понятие, как дом, олицетворяет, одновременно, храм и царство. Он исполняет роль места, в котором живут, передается по наследству, возводится и перестраивается не чаще одного раза одним из поколений. Дом выступает в качестве личностного смысла мира конкретно взятого человека, и того места, в котором встречается новое поколение. На его территории прощаются с поколением уходящим. Дом […]...
- А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов (План) Исторические условия формирования. (Эпоха Пушкина и Лермонтова: время накануне восстания декабристов и наступившая после его разгрома реакция.) Сходство и различие взглядов и настроений поэтов. Тема поэта в творчестве Лермонтова в сопоставлении с лирикой Пушкина. (Лермонтов: поэт – не одинокий провидец, а народный трибун, обречен жить и творить в обществе, где проповедь любви и правды воспринимается […]...
- Лермонтов – великий человек (Лермонтов М. Ю.) Михаил Юрьевич Лермонтов – это удивительный человек и талантливый писатель, который всего за 12 лет творчества сумел подарить миру сотни стихотворений, множество поэм, драм и романов. Это наследие поражает глубиной мысли и тонкостью ощущений. Как и любой поэт, Михаил Лермонтов прошел свой путь развития. Его взгляды на мир постепенно менялись, на что указывают его работы. […]...
- По тексту Маслова Нынешние подростки, рожденные в начале девяностых годов XX века (ЕГЭ по русскому) В жизни каждый из нас стремится добиться определенных целей, удовлетворить все возрастающие потребности. Среди огромного многообразия желаний необходимо выбрать самые значимые и необходимые. Какие ценностные ориентиры встают перед современной молодежью? Именно над этой проблемой задумывается И. Маслов в предложенном тексте. Автор сравнивает жизненные ориентиры у нового поколения и у людей эпохи застоя. Он приходит к […]...
- Сочинение на тему: Спор поколений в пьесе Вишневый сад, Чехов Спор поколений Пьеса Антона Павловича Чехова “Вишневый сад” необычна и удивительна. В отличие от других работ драматурга, она ставит в центр всех событий не человека, а лирический образ прекрасного вишневого сада. Он словно олицетворение красоты России былых времен. В произведении переплетаются сразу несколько поколений и, соответственно, возникает проблема разницы в мышлении, восприятии реальности. Вишневому саду […]...