Судьба крестьян в изображении А. Н. Радищева (По произведению “Путешествия из Петербурга в Москву”)
1. Значение романа в рамках русской литературы.
2. Стиль романа и основной смысл произведения.
3. Крестьянские судьбы в тексте романа.
4. Белинский о “Путешествии…”.
Радищев – рабства враг.
А. С. Пушкин
Роман “Путешествие из Петербурга в Москву” за счет поднятых в нем вопросов, сложности и оригинальности стиля, а также революционно нового типа выведенных образов и персонажей привлек внимание не только своих современников, но и интересен исследователям творчества А. Н. Радищева. Вот что пишет об этом известный
Жанр путешествия, выбранный автором и характерный для сентиментализма, является универсальным. Он позволяет вводить в текст произведения и органически связывать между собой абсолютно
Его уму свойственны размышления о культуре и политике, философии и социальном устройстве мира. Таким образом, “Путешествие…” вобрало в себя публицистические, научные и художественные начала, что и стало основой его художественного своеобразия.
Главные герои произведения – сам путешественник и русский народ. В тексте описаны практически все, существующие в это время сословия, начиная с крестьянского и заканчивая лицами, управляющими государством. Картина, изображаемая путешественником, неприглядна до крайности – фактически он живописует крах российского государства и общества.
Развращение, ранее даже немыслимое, нравственная низость и грязь характерны теперь для всех слоев общества. Но хуже всего приходится крестьянам, как самым социально незащищенным людям: “крестьянин в законе мертв”. Действительно, произвол помещиков переходит все нравственные рамки, а простым людям приходится его безропотно терпеть.
Разлучаются семьи – матери и дети, братья и сестры. Судьба влюбленных также в барских руках – прикажет барин выдать девку замуж за возлюбленного – радуйся, это высшая милость. Однако редко такое бывает, и плачут девки на свадьбах, печалятся брошенные горе-женихи.
Даже в вопросах веры помещик по-своему приказывает своим бессловесным подчиненным. В главе “Любани” автор встречает крестьянина, занимающегося пахотой в воскресенье – святой день отдыха для православных:
– Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям?
– Нет, барин, я прямым крестом крещусь, – сказал он… – в неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину…
– Как же ты успеваешь доставать хлеба, коли только праздник имеешь свободным?
– Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет.
После этого разговора путешественник грозно предупреждает крепостников:
– Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение. Но все-таки автор пребывает в убеждении, что крепостное право, развращающее, действующее и на мужика, и на барина, не в силах, однако, убить духовные и нравственные силы русского народа. Так, крестьянская девушка Анюта, встречаемая читателями и рассказчиком на станции Едрово, при всем своем рабском положении остается независимой, гордой, исполненной душевной красоты. Своим внутренним светом восхищает крепостной интеллигент, предупреждающий грозного помещика: “…не доведи до отчаяния души… страшись!” (глава “Городня”).
Нет смирения и покорности в пахаре на станции Любани, который не опускается до жалости к себе и жалоб на жизнь, а открыто и справедливо осуждает помещика. Не случайно завершает галерею сильных и прекрасных крестьянских образов рассказ о М. В. Ломоносове, настоящем сыне своего народа, чья жизнь является живым примером несломленного потенциала, который автор видит в народе русском.
Видит путешественник, а вместе с ним и автор, дремлющую народную силу, готовую пробудиться в любой момент для решительных действий. Возможные для истории страны события описываются в главе “Зайцево”, где доведенные до отчаяния крепостные жестоко расправляются со своими бывшими хозяевами. В главе “Хотилов” автор прямо говорит о непосредственном участии Емельяна Пугачева в восстании десятков тысяч крестьян.
А в главе “Городня” читатель может услышать прямой призыв путешественника к справедливому и неотвратимому народному возмездию.
Радищев был свято уверен в единственном выходе из тяжелой ситуации, сложившейся в стране. Для него было ясно, что “свободы можно ждать только от самой тяжести порабощения”. Только революция, участие в которой принимает весь народ, сможет спасти будущее России.
Публицистичность и художественность, введение образа путешественника, слитого с авторским началом, напряженная эмоциональность сближают роман с традициями сентиментализма. Однако глубина проникновения в духовный мир героев, тонкий психологический портрет и верность передачи подробностей привносят в текст многое от еще неразвитого реализма. Белинский писал о нем: “Что касается сентиментализма, то эта сторона коснулась его меньше всего.
Элементы сентиментализма были близки Радищеву лишь в тех реалистических условиях, которые частично сентиментализм в себе содержал. Индивидуально специфические качества сентиментализма (наслаждение чувством, анализ эмоциональных состояний, оптимистическое умиление, стремление к “приятности” в слоге) Радищеву были чужды. Эти стороны находились бы в противоречии с основным пафосом его общественного призыва”.
Но мятежное, революционное и популярное в определенных кругах произведение испугало самодержавную общественность: “В России объявился бунтовщик – хуже Пугачева”. Началось следствие, по окончании которого автор революционного произведения был отправлен в Сибирь.