Судьба человека в контексте эпохи Бунина

В творчестве И. А. Бунина отразилось время, в которое ему довелось жить. В произведениях этого писателя зафиксировались не только исторические и бытовые детали России начала 20 века. Бунин в своем творчестве сумел передать колорит эпохи, настроения, царящие в душах людей, их взгляды, их мировоззрение.

В этом отношении показательны рассказы “Чистый понедельник” и “Господин из Сан-Франциско”.

Название рассказа “Чистый понедельник” (входит в сборник “Темные аллеи”, 1944) имеет конкретный характер: его центральное событие

происходит в понедельник на первой неделе Великого поста. Но это название носит и обобщенный смысл: в рассказе возникает картина последнего праздника довоенной московской жизни. Зыбкая эмоциональная атмосфера повествования, характеризующее настроения времени, создается благодаря тому, что рассказ ведется от лица героя, поглощенного “странной любовью” в “странном” городе. Его возлюбленная “загадочна, непонятна”.

О будущем герой старается не думать, настоящее же вызывает у него только беспомощные вопросы: “И зачем, почему надо так жестоко мучить меня и себя”. Рефрен, который повторяется

в первых строках рассказа, усиливает странные ощущения героя – ощущения сна наяву.

В рассказе судьба героев получает не только психологическую, но и философско-историческую мотивировку. За крайностями их внешней жизни проглядывает какая-то русская тоска, поиски смысла жизни, раздумья над судьбой России, что было так характерно для людей того времени. Таинственность происходящего оказывается тесно переплетена с основными настроениями времени – роковыми предчувствиями.

В рассказе есть конкретные временные рамки – конец масленицы и наступление Великого поста. Это реальное время приобретает в “Чистом понедельнике” символическое звучание. Стремление к очищению характерно не только для героини рассказа, которая уходит в монастырь.

Оно было свойственно всем мыслящим людям начала 20 века.

Наряду с поисками смысла жизни, духовного самосовершенствования, умонастроения начала 20 века характеризовались тревогой, депрессией, растерянностью, ощущением неминуемой беды, кризиса. Это в полной мере отразилось на судьбе героя-рассказчика. Его роковая любовь закончилась крахом, оставив лишь разочарования и боль.

Рассказ “Господин из Сан-Франциско” раскрывает кризис западноевропейской цивилизации, постигший ее в начале 20 века. Это произведение было написано Буниным в 1915 году, когда писатель уже жил в эмиграции. Писатель видел, что буржуазное общество бездуховно, что развитие технического прогресса в нем идет в ущерб духовному, внутреннему развитию.

Герой рассказа – некий господин из Сан-Франциско – становится символом бездуховного буржуазного мира. Он – пустышка, не имеющая души и видящая цель своего существования лишь в услаждении тела. Этот господин полон снобизма и самодовольства.

Он считает себя “хозяином” положения, потому что у него есть деньги.

Собираясь путешествовать по Старому Свету, господин из Сан-Франциско тщательно разрабатывает маршрут, все планирует и просчитывает. Но судьба все решает иначе. В жизнь и этого героя Бунина вмешивается фатум.

Сначала утлый пароходик с символичным названием “Атлантида” едва справился с бурей, которая обрушилась на него в океане, а затем, на отдыхе, герой умирает от удара.

Все планы этого человека нарушаются, его самодовольство и самоуверенность ничего не значат и ничего не стоят. В зыбком и неустойчивом мире нет опор и основ, которые гарантировали бы стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Нельзя обезопасить себя и быть в чем-то уверенным. В подтверждение этой мысли тело богатого господина доставляется домой в трюме, всеми забытое и ненужное.

Никакой авторитет и никакие деньги не смоги обеспечить герою достойного завершение его жизненного пути.

Произведения Бунина наполнены настроениями тревожности, нестабильности, приближающейся трагедии, скорой смерти. Герои его произведений, люди своего времени, и их судьбы в полной мере отражают эти настроения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Судьба человека в контексте эпохи Бунина