“Судьба человека” М. Шолохова – героическая песнь о сильной личности
Тот жалок, кто под молотом судьбы Поник – испуганный – без боя: Достойный муж выходит из борьбы В сияньи гордого покоя, И вновь живет – главы не преклоняя… Н. Огарев
Рассказ Шолохова “Судьба человека” стал этапным в раскрытии военной темы. Шолохов не раз обращался к мысли о цене великой победы, о страшных потерях, понесенных страной. Изображение в полный рост трагической судьбы рядового солдата, вынесшего всю тяжесть войны, стало главной задачей рассказа.
Кто он – герой “без страха и упрека”? Этот вопрос мог бы остаться
Именно ему автор посвящает талантливое произведение, восторгается его подвигом, видит в нем верного сына отечества. Рассказ его можно назвать героической песней в честь русского солдата и разделить с автором его восторг, преклонение перед мужеством героя, несгибаемостью его воли, чувством сострадания. Проникновенно, предельно искренне написано произведение, построенное как рассказ в рассказе (искусный авторский прием для достижения наибольшей
Автор показывает не просто исторический момент, он изображает конкретного человека на войне с его мыслями, чувствами, переживаниями.
Начинается повествование с описания “первой послевоенной весны”, “дружной и напористой “. Весна – это всегда возрождение к жизни, обретение надежды, подъем всего лучшего как во всей природе, так и в человеческом сердце, и Шолохов начинает со светлого аккорда, но тут же предостерегает: “…в эту недобрую пору бездорожья”. Ведь этими разбитыми, тяжелыми дорогами войны, дорогами судьбы идут к нам герои: Ванюшка и Андрей Соколов.
Упоминанием о бездорожье Шолохов хочет подготовить читателя к чему-то тревожному (горькое повествование о страданиях и лишениях героя), а также доброму и душевному (о возрождении к жизни, обретении счастья утраченного отцовства).
Его главный герой, Андрей Соколов, является и рассказчиком, и действующим лицом. В описании портрета героя больше всего поражают “глаза, наполненные неизбывной смертной тоской”. Вэтих “словно присыпанных пеплом” глазах, как в зеркале, отразилась вся его жизнь, полная невыносимых мук и невосполнимых утрат. Андрей начинает печальную повесть о себе так: “Поначалу жизнь моя была обыкновенная”.
И действительно, ничего в ней необычного нет: Андрей гордится своей женой-умницей, детьми. Не зря он так подробно говорит о своей довоенной жизни: “Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке”, как будто пытается зафиксировать каждый день, каждый час, каждый миг.
И эта налаженность, устроенность, семейное счастье обрываются, как обрывается туго натянутая струна: “А тут вот она, война” . Эта фраза символизирует резкий переход от мира к войне, от счастья к горю, от жизни к смерти. Как тяжело было расставание героя с родными, у него “сердце на части разрывалось” при виде убитой горем жены, плачущих детей. Сцена настолько потрясает, что слезы невольно наворачиваются на глаза, и именно в этот момент автор обрывает рассказ Андрея: “Не надо, друг, не вспоминай!”
Читая, ловишь себя на мысли: если трудно даже слушать, каково же было пережить! Следишь с участием за началом испытаний – первом страшном витке судьбы пленного. Дальше события развиваются по спирали, как снежный ком обрастают новыми, все более тяжкими ударами.
Не на поле боя, а в условиях фашистского плена совершает Андрей свой подвиг, он выносит страшные побои, бесчеловечные издевательства, унижения. Герой бесстрашно смотрит смерти в глаза, мужественно переносит ужасы концлагеря. И никто, ни при каких обстоятельствах не может убить, раздавить в нем силу духа русского человека, поствить его на колени: “У меня есть свое, русское достоинство и гордость, и что в скотину они меня не превратили, как ни старались”.
Герой, преодолев, казалось бы, все испытания, возвращается домой, но на месте дома… воронка. Воронка и в душе Андрея, для него не осталось ничего (” все рухнуло в единый миг “), кроме последней надежды – старшего сына. Как гордится отец боевой доблестью молодого командира, с каким трепетом ждет не дождется встречи со своей кровиночкой.
И тут судьбе надо распорядиться иначе: сына убивают почти за день до победы. От этого удара сердце героя скручивает смертельная тоска и тупая безысходность, для него, казалось бы, жизнь потеряла смысл, он остался один на всем белом свете. “Похоронил я сына, – рассказывает Соколов, – и словно что-то во мне оборвалось, а мои невыплаканные слезы на сердце засохли…” Ни война, ни личные утраты не сломили Андрея, он не зачерствел сердцем, не ушел в себя. Герой совершил еще великий гражданский и гуманистический подвиг – усыновил “маленького оборвыша”, мальчишку-сироту: “Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать”.Тема преодоления трагического, незаслуженного одиночества связана у Шолохова с изображением огромной силы самой жизни. Усыновив мальчика, который никому не нужен, но в чьей душе оставалась надежда на “добрую долю”, Соколов сам становится “представителем” неуничтожимой человечности мира.
Так тянется цепочка “добра за добро”, выражающая народный взгляд на этический смысл жизни.
С какой любовью и лаской воспитывает Андрей сынишку, с каким умиленьем смотрит на его голубые ” глазенки “. Единственное, что тревожит отца: “сердце у меня раскачалось, поршня надо менять”; боится, что не дотянет он, не увидит, как будет жить и расти Ванюшка. Но автор оставляет читателю надежду, что Андрей Соколов сумеет воспитать сына, сделать из него настоящего человека.
Герой рассказа – образ собирательный, несмотря на реальный прототип. Это не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе сам тип русского национального характера.
Судьба главного героя привлекает мое внимание тем, что, не будучи выдающейся личностью, он проявляет моральную выдержку и твердость в самых драматических обстоятельствах. Шолохов тем самым доказывает величие русского человека, способного перенести любые трудности, показать милосердие и душевную стойкость. “Судьба человека” М. Шолохова не просто рассказ о нелегкой судьбе человека на войне – это хвалебная песнь сильным людям.
Подобный торжественный мотив звучит во многих произведениях, посвященных войне, таких, как “Хатынская повесть” Алеся Адамовича, “Дожить до рассвета” В. Быкова, в стихах К. Симонова.
Тема подвига во всю свою героическую мощь высказана, выплакана именно в рассказе М. Шолохова “Судьба человека”. В нем показан русский солдат, прошедший ад войны, который несмотря ни на что стремится к счастью, любви, который является не просто символом стойкости и мужества человека из народа, но и символом гуманизма. “И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”.