СУДЬБА АНТИУТОПИИ
СУДЬБА АНТИУТОПИИ
Это слово придумал англичанин в 1868 году. В литературоведческий обиход ввели американцы – спустя почти сто лет, в 1952-м. А написал впервые – русский, ровно посередине пути, за который слово стало термином, в трудном и голодном петроградском 1921 году, когда ни до слов, ни до терминов русским читателям не было никакого дела.
Жанр утопии появился задолго до своего антипода: еще Платон в диалогах о государстве рисовал идеальную модель общественного объединения разных людей, он же впервые употребил слово “Утопия”
Так что начиналось все красиво: мечты об Идеале, где все без исключения счастливы, здоровы, живы и богаты,
по крайней мере – духовно. Литература исправно
Однако самые прозорливые из утопистов вдруг начали понимать, что всеобщего счастья, ежеминутного удовольствия и тотальной справедливости быть не может по определению, ибо там, где начинается счастье одного, может запросто закончиться счастье другого. И еще оказалось: люди, понимающие толк в справедливости, категорически отказываются идти во власть, а люди, знающие толк во власти, знать не знают справедливости. И даже так: не хотят люди жить в счастье, придуманном кем-то, выбирая пусть и страдание, но свое собственное.
Так появилась антиутопия – повествование о том, куда приводят благие социальные намерения.
И первым, кто воплотил утопические опасения в художественную жизнь, был Евгений Замятин, известнейший русский прозаик и публицист.
Его “Мы” в Советской России запретили немедленно – буквально с первых минут существования законченной рукописи. И так же стремительно опубликовали на Западе.
Возможности антиутопии, которая, в отличие от своей прародительницы, не просто демонстрировала некое будущее во всех его идеальных подробностях, а исследовала и анализировала будущую действительность, осмысляла причудливые пути идеала, ставшего адом, вовсю начали использовать западные прозаики: Олдос Хаксли в антиутопии “О дивный новый мир”, Джордж Оруэлл в “1984” и “Скотный двор”, Энтони Берджес в “Заводном апельсине”, Рэй Брэдбери в “451 градус по Фаренгейту”, Лао Шэ в “Записках о кошачьем городе”.
Сегодня антиутопия – самая желанная гостья кинематографа: фильмы о будущем, у которого нет будущего, собирают сумасшедшие сборы по всему миру.
Related posts:
- ЖАНР АНТИУТОПИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (1 вариант) Что будет завтра, к чему я иду? Вопрос, вечно волнующий человеческий разум. Завтра наступает, а ответа нет. Будущее, как недостижимый горизонт, неизменно остается загадкой для человека. Дни складываются в годы, годы образуют века, а человеческое сознание настойчиво пытается приподнять завесу, отделяющую настоящее от будущего. Такова уж натура человека, что не хочет он шагать в неизвестность […]...
- Межпредметный семинар “Исторические и литературные утопии и антиутопии” Межпредметные семинары являются частью синхронизированного курса “История-Литература-МХК”. Подготовку к семинару ученики начинают за 1-1,5 месяца до его проведения с самостоятельного чтения литературы и систематизации материала. Готовясь к семинару, ученики не знают ни вопросов, ни заданий, а получают лишь общие указания: найти, выделить информацию, оформить ее, сделать записи. Их задача – изучить предложенную литературу. Учитель контролирует […]...
- Анализ романа-антиутопии “Мы” Замятина Е. И Здесь рисуется далекое будущее, XXXI в. На Земле воцарилось всеобщее “математически безошибочное счастье”. Его обеспечивает Единое Государство. Но счастье, которое оно дает людям, – лишь материальное, а главное – в общих, одинаковых и обязательных для всех формах. Каждый получает сытость, покой, занятие по способностям, полное удовлетворение всех физических потребностей – и ради этого должен отказаться […]...
- Главный герой романа-антиутопии Е. Замятина “Мы” В 1921 г., в русской прозе было написано произведение, одним из главных персонажей которого стал интеллигент – математик. С его точки зрения воспринимается окружающий мир будущего. Высшее блаженство Д-503 испытывает в День Единогласия, который позволяет каждому с особой силой ощутить себя маленькой частичкой огромного “мы”. Примечательно, что, с восхищением рассказывая об этом дне, герой с […]...
- ЖИЗНЬ В РАЮ? (идейный подтекст романа-антиутопии Е. И. Замятина “Мы”) Инстинкт несвободы издревле органически присущ человеку… Е. Замятин. “Мы” “Сигналом об опасности, угрожающей че- ловеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства” назвал роман Замятина Дж. Оруэлл. Удивительно, но роман написан в 1920 го- ду. Обладая редким даром предвидения, За- мятин уже тогда обратил внимание на насто- раживающие тенденции в политике молодого государства – […]...
- Судьба человека – судьба народная. (по рассказу Шолохова “Судьба человека”) В этом рассказе Шолохов изобразил судьбу рядового советского человека, прошедшего войну, плен, испытавшего много боли, тягот, потерь, лишений, но не сломленного ими и сумевшего сохранить теплоту души. Впервые мы встречаем главного героя Андрея Соколова у переправы. Представление о нем мы получаем через впечатление рассказчика. Соколов – высокий, сутуловатый мужчина, у него большие темные руки, глаза […]...
- Судьба революции и судьба России в поэме Сергея Есенина “Анна Снегина” В творчестве Сергея Есенина поэма “Анна Снегина” занимает видное место, отражая как лирические воспоминания поэта, так и его предвидение судеб страны и революции. Поэма, которую Есенин считал лучшей из всего им написанного, имеет во многом автобиографический характер. Главный герой, от лица которого ведется рассказ и которого, как и поэта, зовут Сергей, едет в родное село […]...
- Судьба человека эпохи войн и революций в романе Василия Гроссмана “Жизнь и судьба” Василий Семенович Гроссман изобразил в романе “Жизнь и судьба” Великую Отечественную войну как событие истории, решающее судьбу не только России, но и всего мира. Писатель сумел отразить в этом произведении героизм людей на войне, борьбу с преступлениями фашистов, а также полную правду о происходивших тогда событиях внутри страны: ссылке в сталинские лагеря, арестах и всем […]...
- Опорные понятия по теме “Творчество В. Маяковского” По теме “Творчество В. Маяковского” предполагается дать определения и краткие характеристики следующим понятиям: “лирический герой”, “остранение”, “пафос”, “метафора”, “тоническая система стихосложения”, “миф”, “утопия”. Темы сочинений Человек настоящего и человек будущего в творчестве Маяковского. Трагедия художественная и трагедия человеческая. Романтическое двоемирие Маяковского. Тема цивилизации и образ города в стихах Маяковского. Пафос дооктябрьского творчества. Лирика любви. Современность […]...
- Судьба семьи в судьбе страны (по рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека”) Война – это великий урок для всех людей. Произведения писателей позволяют нам, родившимся в мирное время, понять, сколько тяжелых испытаний и горя принесла Великая Отечественная русскому народу, как тяжело переосмысливать нравственные ценности перед лицом смерти и насколько ужасна смерть. А потому я считаю, что гуманистическое значение произведений о войне, особенно тех, в которых главное внимание […]...
- СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА ЭПОХИ ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ В РОМАНЕ ГРОССМАНА “ЖИЗНЬ И СУДЬБА” – ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА Василий Семенович Гроссман изобразил в романе “Жизнь и судьба” Великую Отечественную войну как событие истории, решающее судьбу не только России, но и всего мира. Писатель сумел отразить в этом произведении героизм людей на войне, борьбу с преступлениями фашистов, а также полную правду о происходивших тогда событиях внутри страны: ссылке в сталинские лагеря, арестах и всем […]...
- Судьба человеческая – судьба народная в романе “Тихий дон”(2) “Тихий Дон” М. Шолохова – роман-эпопея, раскрывающая судьбу народа в период Первой мировой и Гражданской войн. Российская действительность предоставила в распоряжение автора такого рода конфликты, которых еще не знало человечество. Старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких “вечных” вопросов, как человек […]...
- Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова “Судьба человека” и А. И. Солженицына “Матренин двор”) Вопрос судьбы, благополучного жизненного пути волновал людей, наверное, на протяжении всей истории человечества. Почему одни люди счастливы и спокойны, а другие – нет, почему к одним благоволит судьба, а других преследует злой рок? В Толковом словаре мы находим несколько определений понятию “судьба”: “стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий”; “доля, участь”; “история […]...
- Судьба человеческая – судьба народная в романе “Тихий дон” (1) Роман-эпопея Михаила Шолохова “Тихий Дон” стал открытием в мировой литературе, а его автор оказался в ряду гениальных художников XX века, чьи книги навсегда встали на “золотой полке” литературы. Шолохов сумел показать трагедию человека и трагедию народа в период великой ломки социальной системы. Судьбы героев даны как часть единого целого, но при этом каждый человек у […]...
- Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по повести М. А. Шолохова “Судьба человека”) Шолохов – один из тех писателей, для которых действительность часто открывается в трагических ситуациях и судьбах. Рассказ “Судьба человека” – истинное тому подтверждение. Для Шолохова было очень важно емко и глубоко сконцентрировать в рассказе опыт войны. Под пером Шолохова эта история становится воплощением человеческих судеб на войне, рассказом о величии, силе и красоте обыкновенного русского […]...
- Как соотносится значение слова “судьба” (“предопределение”, “рок”) с содержанием рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”? (ЕГЭ по русскому) Через заголовок художественного произведения авторы выражают свою позицию. В нем может быть отражена суть повествования, назван ключевой герой или конкретный эпизод. Название рассказа М. А. Шолохова наводит на мысль об обобщенной судьбе человечества. Уже через много лет после войны Шолохов написал “Судьбу человека” (1957 г.), взяв за основу сюжета жизненную историю простого советского человека. Повествование […]...
- Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в себя целый стихотворный пласт, содержащий патриотическую тематику. В сборнике “Белая стая” (1917 г.), подводящем итог раннему творчеству поэтессы, впервые лирическая героиня Анны Ахматовой освобождается от постоянного любовного переживания. В нем появляются библейские мотивы, осмысливаются понятия […]...
- Великая судьба книги книг (1) И проповестся сие евангелие царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком: и тогда приидет кончина. Евангелие от Матфея, глава 24, стих 14 Интересный вопрос – какая книга была первой для русских людей? Мы знаем, что у славян были былины, созданные задолго до времен Владимира Красное Солнышко. Были у восточных славян исторические предания и легенды […]...
- Судьба жизненный путь русского война Андрея Соколова по рассказу Судьба человека (Шолохов М. А.) Рассказ М. Шолохова “Судьба человек” был опубликован в конце 1956 года. Это история о простом человеке, который ценой утраты близких, своим героизмом и мужеством дал право на свободу и жизнь своей Родине. Главный герой рассказа – скромный труженик Андрей Соколов. Он, как и полагается отцу большого семейства, много работал, но был счастлив. Внезапно грянула война. […]...
- Судьба Родины и судьба человека по рассказу Судьба человека (Шолохов М. А.) Шолохов Михаил Александрович – талантливый писатель, который затронул военную тематику в произведении “Судьба человека”. Автор тесно связывает жизнь главного героя и судьбу своей Родины, ведь у него получается в биографии одной личности показать жребий осильного русского народа. Содержанием произведения – это столкновение человека с суровыми испытаниями жизни и попытка отстоять право на существование. Шолохов написал […]...
- Судьба интеллигенции – судьба России (сочинение-рассуждение о роли интеллигенции в революции) Во время первой русской революции М. Горький сказал: “Русская интеллигенция – лучшая в мире”. Так ли было на самом деле? Стоит ли сходу соглашаться с великим русским писателем? Не слишком ли оптимистично говорил он, особенно учитывая время? За полвека до Горького другой классик русской литературы Герцен констатировал весьма красноречивый факт: мещанство, от которого отдельные личности […]...
- Судьба русского война в рассказе Шолохова “Судьба человека”. Краткое изложение текста В конце 56г. М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ “Судьба человека”. Это рассказ о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу родине. Андрей Соколов – скромный труженик, отец большого семейства жил, работал и был счастлив, но грянула война. Соколов, как и тысячи других, […]...
- Судьба крестьянства в произведениях М. А. Шолохова Судьба крестьянства, его положение в России всегда были проблемой, далеко выходящей за рамки экономические, – это была проблема в первую очередь нравственная. Писателями XIX века крестьянин воспринимался как “сеятель и хранитель” родной земли, как носитель высших человеческих ценностей, природной мудрости, согласия с природой. Российская действительность XX века поставила крестьянство в новые условия; власть, пришедшая под […]...
- “Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве” (по роману Ю. Домбровского “Хранитель древностей”) “Судьба ведет человека, но человек идет потому, что хочет, и он волен не хотеть”. В. Гроссман. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве – одна из важнейших в произведениях А. Платонова, А. Солженицына, В. Гроссмана, Ю. Домбровского… И трагизм этот заключается не только в кровавом произволе и беззакониях сталинского режима. Репрессии, обрушившихся на миллионы невинных […]...
- Судьба русской женщины – крестьянки Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны У бога самого!.. Некрасов первый начал писать о женщинах крестьянках, об их судьбе, жизни, о счастье и несчастье. Он написал о суровой. В своем творчестве он описывает женщину – крестьянку как бесправную, задавленную тяжелым рабским трудом, но сохранившую физическую и духовную красоту. Другие писатели, например, […]...
- Судьба художника в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Рукописи не горят! М. Булгаков План I. Судьба Булгакова как гражданина и писателя. II. Тема судьбы художника в романе “Мастер и Маргарита” 1. Судьба мастера. 2. Роман Мастера о Понтии Пилате. 3. Мастер сломан жизнью. III. Гражданская позиция Булгакова. Судьба Михаила Булгакова как судьба интеллигента и гражданина привлекает меня и моих современников. Трагедия Булгакова в […]...
- Судьба поэта От знака, которым поэзия отмечает на лету, от имени, которое она дает, когда это нужно, – никто не может уклониться, так же, как от смерти. Это имя дается безошибочно. Александр Блок В 1987 году Иосиф Александрович Бродский стал пятым русским литератором, получившим Нобелевскую премию, присуждаемую Шведской Королевской Академией. Вместе с другим нобелевским лауреатом – А. […]...
- Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (По поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”.) “Мцыри” (1839) – наиболее совершенное и законченное произведение среди романтических поэм Лермонтова. В страстной душе героя сильны отрицающие, протестующие начала. Его бегство из монастыря – это попытка преодолеть одиночество. В этом своеобразие романтической конфликтной ситуации поэмы. Ведь откровенных врагов среди людей у героя […]...
- Судьба Андрея Разметнова в романе “Поднятая Целина” В мифах древних греков судьбу человека определяли три богини. Клото пряла нить жизни, Лахесис определяла участь человека, Антропос обрезала нить, когда жизнь подходила к концу. Эти три сестры, прозванные Мойрами, были настолько всевластны, что даже бог-громовержец Зевс подчинялся их воле. Но эпоха мифов давно миновала. Люди смогли осознать, что жизненный путь человека определяется не богами, […]...
- Анализ финала рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека” В своей нобелевской лекции Михаил Шолохов писал: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”. В рассказе Шолохова “Судьба человека” перед нами предстает целая человеческая жизнь. Главный герой […]...
- Моя судьба – в моих руках Per aspera ad Astra (“Через тернии – к звездам”) Латинское выражение. Не раз в своей жизни я слышал выражение “Судьба человека – в его руках”. Это значит, что человек может добиться всего, чего он хочет, сам – благодаря силе своего желания, благодаря своему упорству, терпению, трудолюбию, вере. Знаю, что не все придерживаются такой точки зрения. […]...
- Сочинение-отзыв по рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека” Шолохов – писатель-реалист, и даже при желании срисовать перспективы счастливой советской жизни он не обходит острых вопросов, воссоздает трагический конфликт человека и эпохи. Мастерство Шолохова оказалась в умении создавать яркие колоритные образы, объединяя в них индивидуальную своеобразность и социальный фон. Ощущая свой моральный долг перед русским солдатом и его большим подвигом, Шолохов в 1956 году […]...
- Судьба Оливера Твиста (По роману Ч. Диккенса “Оливер Твист”) Английский писатель-реалист Ч. Диккенс в романе “Оливер Твист” в полной мере раскрывает проблему бедственного положения массы людей. Через историю главного героя – ребенка и окружающих его людей – писатель обрисовал судьбу английского народа, уничтоженного, вынужденного выживать с помощью лжи, воровства, силы. Герой романа Оливер родился в работном доме, что изначально относит его к классу обездоленных […]...
- Сочинение на тему: Воспоминание о будущем Уж так устроен человек, что один из главных занимающих его вопросов – вопрос “Что будет?”. Каким будет будущее – светлым, мирным, счастливым, полным беззаботной радости и детского смеха или, наоборот, черным, горьким и безрадостным? Подобные вопросы вряд ли предполагают точные однозначные ответы. Ведь будущее отделено от нас непреодолимой стеной времени. Издревле человек стремился преодолеть время […]...
- Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве Вместе с огромным числом прекрасных произведений прошлого столетия в литературу современную пришли и те “вечные вопросы”, которые так волновали русских классиков и которые кто-то пытался решить проповедью “непротивления злу насилием”, кто-то – строя свой “хрустальный дворец”, еще кто-то призывал силой свергнуть ненавистный строй… Времена настали другие, но проблемы остались те же: “что есть добро и […]...
- Сочинение по рассказу Судьба человека Шолохова рассуждение Литературу преобразили большое количество талантливых и оригинальных поэтов и писателей, среди таких прекрасных людей особого места заслуживает Михаил Александрович Шолохов, который внес неоценимый вклад в развитие литературы. Его незабываемое произведение под названием “Судьба человека” поднимает множество проблем, над которыми следует задуматься. Главный персонаж данной книги является Андрей Соколов, который посвятил свою жизнь защите Родины, человеческих […]...
- Отзыв по произведению Шолохова Судьба человека по рассказу Судьба человека (Шолохов М. А.) С произведением Михаила Александровича “Судьба человека” я познакомилась в 9 классе на уроке литературе. Мне это произведение показалось очень интересным, можно даже сказать, что оно впечатлило меня. Я прочла его на одном дыхании. Этот рассказ о красоте души обычного советского человека Андрея Соколова, который рассказывает о своей жизни, полной мук и препятствий. В этом произведении […]...
- Судьба художника в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” является наиболее значительным и сложным произведением писателя. Справедливо заметил В. Петелин: “Но выявить подлинный творческий замысел М. Булгакова, воплощенный в романе “Мастер и Маргарита”, пока ни одному критику не удалось – у каждого критика – “свой” Булгаков, как и каждого читателя”. Слово “мастер” не случайно вынесено Булгаковым в […]...
- Судьба и Высшая Реальность в рассказе Пушкина “Метель” В этой повести, как ни в какой другой, мы наблюдаем воспитание героя жизнью. Здесь почти каждый, пройдя через жизненные испытания, начинает реально понимать окружающий мир, других людей и самих себя, постепенно освобождаясь от вычитанных романтических представлений. Бурмин из “ужасного повесы” превращается со временем в человека, способного к истинному чувству. “А чувство это побуждает его осознавать […]...
- Судьба народа в творчестве А. Твардовского и ее художественное воплощение Судьба народа была одной из главных, если не самой главной темой творчества А. Твардовского. Поэт знал об этой судьбе не понаслышке, он сам был частью народа, сам пережил все те беды и радости, которые выпали на долю русских людей в XX веке. Он никогда не отделял себя от других, уже в зрелые годы, размышляя о […]...