Субъектная организация в рассказе И. С. Тургенева “Ася”

В литературоведении художественный текст является объектом организации, а субъектом – тот, от чьего лица ведется повествование, кто “представляет” читателям все, что происходит в произведении.
В повести Тургенева “Ася” таким лицом является сам герой – Н. Н., будучи уже в пожилом возрасте, вспоминает и рассказывает свою историю, случившуюся с ним в молодости.
Мы видим, Тургенев вводит в повесть образ рассказчика, что позволяет автору максимально полно раскрыть внутренний мир этого героя, рассказать о его мыслях и переживаниях

от “первого лица”. Это позволяет достоверно “представить”, раскрыть образ персонажа. Вернее, он сам раскрывается перед своими собеседниками в повести и перед читателями.
Лишь одной фразой, введя прямую речь в самое начало повести, автор обозначает, что ведущим в произведении будет рассказчик: “Мне было тогда лет двадцать пять, – начал Н. Н….” Далее автор “удаляется”, предоставляя говорить только рассказчику.
Ретроспективная композиция позволяет Тургеневу как бы больше не появляться в тексте, не делать своих замечаний, не производить никаких оценок – проживший долгую
жизнь и осмысливший происшедшую с ним историю рассказчик все делает “за автора”. Он сам оценивает свое поведение, чувство к Асе, последствия своего трусливого поступка: “Я знавал других женщин – но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось”. Н. Н. сам подводит итог своей жизни, обусловленный его характером, его образом мысли и жизни: “Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума…”
Однако, на мой взгляд, отсутствие автора в тексте лишь видимость. На протяжении всего повествования автор незримо присутствует в повести. Это проявляется, в первую очередь, в диалогах героев – они изложены не как это обычно бывает в прямой речи (посредством косвенно-прямой речи, передается лишь общий смысл разговора), а подробно, с воспроизведением всех реплик, чувств и мыслей героев, сопровождающих их, как это бывает при авторском повествовании от 3-го лица:
“- Скажите, – заговорил вдруг Гагин, со своей обычной улыбкой, – какого вы мнения об Асе? Не правда ли, она должна казаться вам немного странной?
– Да, – ответил я не без некоторого недоумения. Я не ожидал, что он заговорит о ней”.
То же самое относится и к передаче внутренних монологов, описаний действий героев и т. д.: “Какие предрассудки? – вскричал я, как будто он мог меня слышать, – что за вздор! Кто дал право похитить ее у меня…” Я схватил себя за голову…”
Таким образом, субъектная организация в повести Тургенева “Ася” довольно сложна. Она включает в себя 2 субъекта – “видимого” рассказчика, дающего более общий анализ всего происходящего, и “невидимого” автора, который помогает создать более полную картину происходящего, в основном, за счет мелких деталей, подробностей и т. д.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Субъектная организация в рассказе И. С. Тургенева “Ася”