Структурный анализ лирического произведения “Весь день она лежала в забытьи”

Выразительное чтение – одна из наиболее распространенных форм работы со стихотворным произведением; оно позволяет ученику проникнуть в образно – эмоциональную сферу переживаний автора, почувствовать особенности стиля и языка. Но ученик, как правило, передает лишь настроение стихотворного произведения, а не его мысль. Подобные искажения мы можем наблюдать и на уроке, и на многочисленных конкурсах чтецов: школьники восторженно декламируют, например, “Медного всадника” А. С. Пушкина и абсолютно с той же эмоциональной окраской читают

“Необычайное приключение… ” В. В. Маяковского. Но разве в этих двух произведениях авторами заложена одна и та же мысль?

Нет.

Тогда возникает вопрос: как работать со стихотворным произведением, как прочитать его так, чтобы не только не потерять ниточки мысли автора, а, напротив, передать ее движение, ее развитие? В этом нам может помочь структурный анализ лирического произведения, который используется в работе актерских и режиссерских факультетов. Суть его заключается в последовательной построчной проработке стихотворения, а именно:

1) безынтонационно читаем текст, определяем главную тему

и мысль;

2) читаем и разбиваем на части (стихотворный текст тоже подразумевает деление на составные части: вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку);

3) разбираемся, какую смысловую нагрузку несет на себе каждая часть; какую роль каждая часть играет для раскрытия главной мысли автора;

4) расставляем паузы, смысловые ударения, определяем ритмическую картину, зоны повышения и понижения интонации; 5) пробуем прочесть, учитывая проделанную работу, но все еще не интонируя; стараемся “протянуть” мысль от начала и до конца стихотворения.

Проанализируем, например, стихотворение Ф. И. Тютчева “Весь день она лежала в забытьи…”. Это стихотворение относится к “Денисьевскому циклу” любовной лирики поэта. Здесь Тютчев рассказывает об умирающей женщине, которая была близка ему, Автор говорит о том, как много испытаний приходится человеку перенести в своей жизни и самое тяжелое из них – это потеря любимого человека.

В такую минуту он просит помощи и поддержки у Бога, как у силы вечной, стоящей выше жизни и смерти.

Во вступительной части мы знакомимся с умирающей женщиной, которая весь день до начала описания лежала в забытьи: Весь день она лежала в забытьи, И всю ее уж тени покрывали. Несмотря на это, автор рисует печальный, но вместе с тем светлый пейзаж: Лил теплый летний дождь – его струи По листьям весело звучали. Обратим внимание на эпитеты, которые он употребляет: “теплый”, “летний”, а особенно выражение “весело звучали”, будто автор намекает нам на то, что должно произойти что-то знаменательное.

И действительно, в завязке девушка возвращается к жизни, это становится событием стихотворения: И медленно опомнилась она, И начала прислушиваться к шуму… Автор пишет: “… прислушиваться к шуму…”; к какому шуму? Что за звуки слушает девушка перед смертью?

Может быть, это звуки мира, которых мы не замечаем, но которые становятся богатством для человека умирающего, и он старается запомнить каждый звук и сохранить его в памяти как можно дольше? Или это похоже на прощание с миром живых?

Об этом мы можем судить из третьей части – развития. Девушка не просто слушает, она слушает заинтересованно: И долго слушала – увлечена, Погружена в сознательную думу… Не зря автор употребляет дважды эпитеты: “… в сознательную думу… ” и ” …Сознательно она проговорила…”. Здесь поэт, идя на усиление, вероятно, хочет обратить наше внимание на то, что девушка понимает и принимает течение жизни и свою смерть как ее часть.

Мы не видим в ней протеста, страха или жалости к себе, свои последние минуты жизни она посвящает признанию в любви к миру, из которого вынуждена уйти: И вот, как бы беседуя с собой, Сознательно она проговорила (Я был при ней, убитый, но живой): “О, как вес это я любила!

” Интересно, что переживания лирического героя в строках: “…Я был при ней убитый, но живой… ” – составляют полную противоположность чувствам героини, что как нельзя лучше характеризует глубину потери человека: он жив физически, но часть его души умирает вместе с любимой. Кульминацией становится признание героини в стихе: “… О, как все это я любила! “, в котором она говорит о себе в прошедшем времени, как о ком-то уже переставшем существовать. В развязке нам становится понятно, что для лирического героя его возлюбленная была женщиной исключительной, способной любить и дарить любовь:

Любила ты, и так, как ты, любить – Нет, никому еще не удавалось! Мы чувствуем, что лирический герой не может смириться с потерей, его переполняют чувства, с которыми он не в силах совладать один, и тогда он обращается к Богу в последней надежде облегчить свои страдания: О Господи! …и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…

Теперь перед нами встает следующая задача: расставить паузы, логические ударения, отметить зоны повышения и понижения интонации, определиться с ритмической структурой стихотворения. Для облегчения работы введем небольшую систему знаковых обозначений; – безынтонационно; – повышение интонации; – понижение интонации; – логическая пауза; – смысловое ударение. Следующий этап работы заключается в выделении отдельных фрагментов текста как опорных пунктов в развитии мысли автора, например: “…Весь день она лежала в забытьи…”, затем “…

И медленно опомнилась она…”, потом “…И долго слушала – увлечена…”, наконец, “… Сознательно она проговорила…:/”О, как все это я любила!”, и в завершение – “…О Господи! …и это пережить… “. Сразу следует отметить, что знаки препинания на последнем этапе работы мы расставляем не с точки зрения грамматической структуры текста, а руководствуясь логикой мысли автора, принятой в данном контексте обсуждения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Структурный анализ лирического произведения “Весь день она лежала в забытьи”