Строки биографии: Место поэта в строю
Для внеклассного чтения. Поэты старшего поколения встретили войну, вооруженные жизненным и литературным опытом. Естественно, что у них отношение к происходящему было более зрелым, чем у молодых, попавших на фронт прямо со школьной скамьи.
Не случайно, конечно, что именно “старики” (Твардовскому в 1941 г. было тридцать лет) создали крупные лиро-эпические произведения, в которых война осмыслена как звено исторического процесса. Опыт позволил им проникнуть в самую суть происходящего, точнее установить ценностные ориентиры и понять мотивы
Молодые больше находились во власти отдельных сильных сиюминутных впечатлений, их творчество носило другой характер. К. Ваншенкин вспоминает: “…Семнадцати лет от роду я стал на место, уготованное мне войной… Характер моего поколения был сформирован армией военной поры. Мы находились в том возрасте, когда человек особенно пригоден для окончательного оформления, если он попадет в надежные и умелые руки.
Мы были подготовлены к этому еще всем детством, всем воспитанием, всеми прекрасными традициями революции и гражданской войны, перешедшими к нам от старших”.
Семафор на пути отправленье маячит. (После поймем – в окруженье прямо!) А мама задумалась… – Что ты, мама?…. – На вторую войну уходишь, мальчик!
Автор этих стихов, поэт С. С. Наровчатов, засвидетельствовал: “На войне я сформировался и как человек, и как поэт Все я получил сполна – и горечь поражений, и счастье побед <...>“. Естественно, что войну молодые воспринимали острее, резче.
Увидеть войну в семнадцать лет – это потрясение навсегда. Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели, Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты. На живых порыжели от крови и глины шинели, На могилах у мертвых расцвели голубые цветы. (С. Гудзенко)
Конфликты в стихах молодых отличаются особенной остротой:
В этом зареве ветровом Выбор был небольшой, – Но лучше прийти с пустым рукавом, Чем с пустой душой. (М. Луконин)
Сила, непосредственность чувства надолго оставили в строю и стихи молодых поэтов, не пришедших с войны, – П. Когана, М. Кульчицкого, Н. Майорова и др. Над подлинным искусством время не властно.
- “О месте поэта в рабочем строю” Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. В. Маяковский Эпоха, в которую жил Маяковский, была временем огромных потрясений в жизни страны, и поэт такого масштаба, несомненно, не мог стоять в стороне от происходящего. Активная общественная позиция Маяковского выразилась прежде всего в его творческой деятельности: он пишет киносценарии для нового советского кино, много печатается в газетах, […]...
- В. Маяковский “О месте поэта в рабочем строю” Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. В. Маяковский. Эпоха, в которую жил Маяковский, была временем огромных потрясений в жизни страны, и поэт такого масштаба, несомненно, не мог стоять в стороне от происходящего. Активная общественная позиция Маяковского выразилась, прежде всего, в его творческой деятельности: он пишет киносценарии для нового советского кино, много печатается в газетах, […]...
- В. МАЯКОВСКИЙ “О МЕСТЕ ПОЭТА В РАБОЧЕМ СТРОЮ” (вариант 2) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. В. Маяковский. Эпоха, в которую жил Маяковский, бы- ла временем огромных потрясений в жизни страны, и поэт такого масштаба, несомненно, не мог стоять в стороне от происходящего. Активная общественная позиция Маяковско- го выразилась, прежде всего, в его творчес- кой деятельности: он “пишет киносценарии для нового советского кино, много […]...
- В. МАЯКОВСКИЙ “О МЕСТЕ ПОЭТА В РАБОЧЕМ СТРОЮ” (вариант 1) На рубеже нового периода в жизни стра- ны и в своем собственном творчестве у Мая- конского возникает необходимость заново пе- ресмотреть и до конца продумать свои взгля- ды на сущность литературы и на положение и задачи писателя в социалистическом обще- стве. В стихотворении “Разговор с финин- спектором о поэзии” Маяковский решает волнующий и его и […]...
- Маяковский “О месте поэта в рабочем строю” Маяковский “о месте поэта в рабочем строю”. На рубеже нового периода в жизни страны и в своем собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до конца продумать свои взгляды на сущность литературы и на положение и задачи писателя в социалистическом обществе. В стихотворении”Разговор с фининспектором о поэзии”Маяковский ре – шает волнующий и его […]...
- Место поэзии и поэта в стихах Пушкина Еще в своей ранней оде “Вольность” он призывает “свободы гордую певицу”, чтобы “воспеть Свободу миру, / На тронах поразить порок”. Но Пушкину глубоко органично и понимание поэзии как великого Божьего дара, что нашло отражение прежде всего в программном стихотворении “Пророк”: Как труп, в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал… Поэтический дар приносит […]...
- Сочинение на тему: “Есть ли место вымыслу в произведениях о войне?” Ни для кого не секрет, какое большое количество произведений о войне уже было написано и еще будет написано. Война – одно из самых неприятных явление в человеческой жизни, тем не менее, многие авторы и писатели предпочитают представлять войну таким образом, чтобы прославлять своих воинов и тем самым делать определенные категории населения более патриотичными и ответственными […]...
- Последние строки романа “Мастер и Маргарита” На протяжении 1928-1940 годов M. Булгаков работал над романом “Мастер и Маргарита”, в котором рассказал о том, что нельзя было высказать вслух: о свободе, христианских заповедях, независимости творчества, силе человеческого духа. Булгаков, как и любой просвещенный человек, видел недостатки и ошибки тогдашнего устройства. Как писатель, он описал в своем романе эти проблемы, мастерски вплетая их […]...
- Строки из стихотворений Ахматовой “Не с теми я, кто бросил землю \ На растерзание врагам” – первые строки одноименного стихотворения, написанного в 1922 году. Оно вошло в сборник “Anno domini”. Чтобы понять эти строки, надо в первую очередь выяснить, кого имела в виду Ахматова под словом “враги” и кого имела в виду под “бросившими землю”. В советское время это […]...
- Строки из любовной и философской лирики Тютчева У молодого Тютчева любовь – праздник, свет, благоухание. Она – то прибежище, где можно обрести покой. Никогда не упоминается в стихах конкретная женщина, везде просто “она” – светлый, веселый, легкий образ. Чистоту, незапятнанность чувства подчеркивает множество поэтических деталей, таких (сак яблоневый цвет, заря, арфа, аромат роз, – в каждом стихотворении что-то свое. Несмотря на довольно […]...
- Жанровая специфика литературной биографии Плутарха Лояльный гражданин империи, человек умеренных и консервативных взглядов. Вне сферы новых литературных веяний, примыкает к эллинистической манере изложения. “Параллельные жизнеописания” – серия парных биографий, причем каждый раз рядом поставлены греческий и римский исторический деятели. Заключитальная часть – сравнения. Есть и отдельные биографии, видимо, более ранние. Сильный романофильский уклон; часто искусственный подбор пар. Каждая биография – […]...
- Хронологическая таблица биографии А. А. Блока Хронологическая таблица биографии А. А. Блока Родился Александр Александрович Блок в 1880 году 16 ноября по старому стилю. По происхождению, семейным и родственным связям, дружеским отношениям поэт, сам называвший себя в третьем лице “торжеством свободы” , принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколения свято служившей науке и литературе. В 1889 году мать […]...
- Как совершился переход к феодальному строю? Мы закончили изучение первого периода истории средних веков, который продолжался с V до XI столетия. Его называют ранним средневековьем. Это было время, когда в большинстве стран Европы, Азии и Северной Африки установился феодальный строй. Многие народы – германцы, славяне, арабы – перешли к феодализму от первобытнообщинного строя. В древности у них не было ни частной […]...
- Над легкостью чужой строки вздыхая Я боюсь Пушкина. Честное слово. То ли с подачи чтецов классического толка, то ли с той поры, когда в школе нам намекали: шутки кончились, приступаем к изучению творчества Пушкина, великого русского поэта… Отношения с Великими вообще складываются трудно, и, кажется, не только у меня. К чему околачиваться у таких пьедесталов, а уж если так случилось […]...
- Самая яркая и драматическая глава в биографии Гюго 17 июня 1851 года Гюго поднимается на трибуну Законодательного собрания, чтобы протестовать против пересмотра статей конституции, запрещающих переизбрание президента республики на второй срок. Пересмотром этих статей бонапартисты старались обеспечить повторное избрание Луи Наполеона. Гюго прямо заявил о существовании монархического заговора и сорвал маску с мнимого защитника республики принца – президента: “Как! Разве после Наполеона Великого […]...
- Анализ стихотворения Фета “Когда читала ты мучительные строки Афанасий Фет очень болезненно и мучительно переживал трагическую гибель своей возлюбленной Марии Лазич, которая стала жертвой неосторожного обращения с огнем. Девушка лежала на постели и курила, читая при этом книгу, и не заметила, как тлеющий пепел упал на ее кисейной платье, которое вспыхнуло в одно мгновение. Смерть Марии Лазич, с которой поэт незадолго до этого […]...
- Факт из биографии: ШАГИНЯН И НОВИКОВ-ПРИБОЙ ШАГИНЯН И НОВИКОВ-ПРИБОЙ Автор знаменитого романа о Русско-японской войне Алексей Новиков-Прибой выглядел прямо-таки кинематографично: гладко обритая голова, пышные, закрученные кверху усы, форменный китель. Как-то раз в отсутствие гардеробщика в Центральном доме литераторов он зашел за стойку, чтобы перед зеркалом привести в порядок свой замечательный внешний вид. В это время в гардероб впорхнула Мариетта Шагинян (автор […]...
- Факт из биографии: БУРЛЮК И МАЯКОВСКИЙ БУРЛЮК И МАЯКОВСКИЙ Маяковский в своей автобиографии “Я – сам” вспоминал: “Днем у меня вышло стихотворение. Вернее – куски. Плохие. Нигде не напечатаны. Ночь. Сретенский бульвар. Читаю строки Бурлюку. Прибавляю – это один мой знакомый. Давид остановился. Осмотрел меня. Рявкнул: “Да это же вы сами написали! Да вы же гениальный поэт!” Применение ко мне такого […]...
- Хронологическая канва биографии Лермонтова В 1830-1832 годах Лермонтов – студент Московского университета. Два студенческих года, в течение которых не происходило каких-либо значительных внешних событий в жизни поэта, были годами внутреннего стремительного роста, напряженного творчества. Многое интересует студента Лермонтова: новейшие течения в науке и история Новгородской вольницы, игра Мочалова в “Гамлете” и последние произведения Пушкина, концерты приезжих музыкантов и судьба […]...
- Строки стихотворений Заболоцкого Какого значение заключительной строфы из стихотворения “О красоте человеческих лиц”: Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица – подобья ликующих песен. Из этих, как песня, сияющих нот Составлена песня небесных высот. Первая строка не требует комментирования – в ней мысль выражена предельно ясно. Вторая строка содержит сравнение, которое усиливается употреблением однокоренных слов “лица” – […]...
- Строки стихотворений Пастернака “Быть знаменитым некрасиво. \ Не это подымает ввысь” – начало одноименного стихотворения. “Подымает ввысь” – значит делает человека духовно красивым. Соответственно, знаменитость не тождественна духовной красоте. Следующая строфа этого стихотворения начинается словами: “Цель творчества – самоотдача, \ А не шумиха, не успех”. Здесь Пастернак предельно прям и ясен в выражении свой позиции. Слова не требуют […]...
- Рифма и разбивка на строки у Маяковского Особую выразительность приобретает стихотворение, если графически расположить его так, как это делал Маяковский, – разбив строку на подстрочия и расположив их “лесенкой”. Такое расположение стихов поэт объяснял стремлением максимально приблизить читателя к тому смыслу, который он вложил в произведение, и “вбить ритм безошибочно” (статья “Как делать стихи?”). При делении на полустрочия четче выделяются наиболее важные […]...
- Краткий пересказ Биографии Толстого Лев Николаевич Толстой родился в Ясной Поляне (Тульская губерния). Происходил из древнего рода, ведущего свое начало с 16 века. Толстой рано лишился родителей, воспитательницей его, трех братьев и младшей сестры стала дальняя родственница Т. А. Ергольская. О детстве Толстого написано в его автобиографической трилогии “Детство”, “Отрочество”, “Юность”. Мальчик имел богатое воображение, тонкую душевную организацию. В […]...
- Методика изучения биографии писателя на уроках литературы Изучая литературное произведение в школе, мы стремимся соединить читательское восприятие учеников и объективное научное толкование художественного текста. Учителю важно “обеспечить” подлинное нравственное воздействие биографии писателя на школьников. К. Паустовский в “Книге скитаний” писал: “Каждая написанная книга является как бы ядром некоей отбушевавшей в человеке туманности, звездой, которая родилась из этой туманности и приобретает свой собственный […]...
- Пронзительные строки в поэзии Блока Случилось так, что в душе я весьма романтичная особа. Именно поэтому мне всегда нравились различные, немного даже сказочные, нереальные, произведения. Когда мне впервые попался на глаза томик стихов Александра Александровича Блока, то он сразу привлек мое внимание. Мое воображение поражали строки: День поблек, изящный и невинный Вечер заглянул сквозь кружева. И над книгою старинной Закружилась […]...
- Советы о сочинении по биографии Лермонтова Кратко остановимся на задачах и приемах освещения отдельных этапов жизни М. Ю. Лермонтова. Детство в Тарханах. В VI классе вы слышали подробный рассказ о детстве Лермонтова, поэтому в VIII классе целесообразно восстановить его в памяти, а не сообщать вновь. Вот примерный перечень вопросов: Что вам известно о семье Лермонтова? Под влиянием какой обстановки складывался характер […]...
- М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Как характеризует Поэта в первой части Лермонтов? Найдите слова, которые создают его облик Как характеризует Поэта в первой части Лермонтов? Найдите слова, которые создают его облик. В первой части стихотворения Лермонтов воссоздает духовный облик “дивного гения”. Слова погиб, пал, убит указывают на ту неравную борьбу, которую вынужден был вести Поэт с толпой “насмешливых невежд”, защищая честь и достоинство. Лермонтов не только хорошо знал творчество Пушкина, но и трагические […]...
- Строки, рвущиеся из сердца (по поэзии М. Цветаевой) Стихи М. Цветаевой узнаешь безошибочно среди множества других – по непонятным ритмам, по афористичности формулировок, по особой интонации – стремительной, страстной, напряженной, как биение человеческого пульса. “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!” – восклицала М. Цветаева. Действительно, ее строки рвутся прямо из сердца. Стихия М. Цветаевой – постоянное душевное горение, безмерность чувств, […]...
- Очерк по биографии Ф. И. Тютчева Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября в селе Овстуг Орловской губернии. Отец – общественный деятель, член Государственного совета. Тютчев получил домашнее образование под руководством С. Раича, тот поддержал его увлечение стихосложением и изучением латыни, с 1817 мальчик посещал лекции в Московском Университете, куда впоследствии и поступил, в 1819 был избран в Общество любителей российской словесности. […]...
- Двадцать четыре бессмертных строки о Любви и Смерти Сочинение по произведению Г. Гейне “Лорелея”. Великий немецкий поэт-романтик Генрих Гейне воспел в свои произведениях свою прекрасную страну – Германию, ее красавиц-девушек, ее старинные легенды и исторические события. Он создавал романтические песни, простые и волшебные, которые были очень похожи с народными, так как питались именно из источников немецкого народного фольклора. Такой есть – всемирно известная […]...
- Строки стихотворений Твадрдовского “Дышат грудью запотелой \ Желтогривые овсы” – тут имеется в виду рабочая, “трудовая” усталость земли, породившей овес. Автор отождествляет землю с живым существом, которое устает в конце работы. Созревший овес желтеет, его много, и он густой, похож на гриву коня. “Под овсяный говор нивы жарким потом обольюсь” – на ниве растет овес, он шумит под […]...
- Место и роль Бога в творчестве Тараса Шевченко О чем бы ни рассказывал, что бы ни описывал, к какой бы теме не обращался поэт, он не оставляет Бога, идет рядом с ним, но самое главное – имеет Бога в душе и сердце. Бог Тараса Шевченко – это большая и ценная духовная сила. Без нее нельзя ни жить, ни творить, ни бороться. Сколько, например, […]...
- План сочинения на тему: Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Эпиграф: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С. Пушкин “поэт и толпа” Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово. М. Ю. Лермонтов “есть речи значенье” План. I что без страданий жизнь поэта (строки из стихотворения Лермонтова “Я Жить хочу”) II Ты сам свой высший суд (строка […]...
- Сочинение на тему: “Я помню эти строки” Человек устроен таким образом, что он не может удовлетвориться лишь решением бытовых проблем, чрезвычайно важное место в его жизни занимаются также и эстетическая сторона, в частности, возможность получать духовное удовлетворение. Одним из значительных источников такого духовного удовлетворения для любой личности является литература. Книги, будь то поэтические произведения или проза, способны дать человеку очень многое, позволить […]...
- Поэтические строки. Моя Россия! Моя Россия! Моя Родина! Моя ты наилучшая в мире страна! Люблю я тебя за поля и сады, Где люди выращивают хорошие плоды; Люблю за леса, где растут красивые цветы, Люблю за озера, ручейки и реки… За солнышко теплое, которое согревает Меня в стране, где я расту! Владислав Дидко. *** Цветок в саду, Зернышко в поле, […]...
- Строки стихотворений Цветаевой Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Это заключительные строки стихотворения “Моим стихам, написанным так рано…”. В них Цветаева использует сравнение и выразительный эпитет (“драгоценные вина”). Строки означают, что, несмотря на модные веяния и катаклизмы эпохи, на неуспех у читателей первых сборников, Цветаева уверена в ценности своих произведений. Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись! […]...
- Мицкевич и Пушкин – две судьбы, две биографии Две величественные фигуры, две судьбы, две биографии, такие разные и вместе с тем такие похожие. Соучастники и соперники, друзья и враги, единомышленники и антиподы. Пылкие приверженцы свободы, они решительно выступали против тирании в любых ее проявлениях, оба симпатизировали национально-освободительным движениям европейских народов, поддерживали эту борьбу словом и делом и в конце концов… оказались по разные […]...
- Почему в лирике Лермонтова такое место занимает тема одиночества? (План) “Поэт другой эпохи”. (Изменение положения поэта в обществе со времени Пушкина. Разрыв с аудиторией. Историческая обстановка: реакция 30-х годов XIX века (эпоха Николая I). Невозможность активного действия в этот период Поэзия Лермонтова – отражение настроения времени.) Тема одиночества – характерная тема для лирики Лермонтова. (Установка на противопоставление лирического “я” поэта и мира (“Нет, я не […]...
- Дом – это место, куда хочется возвращаться Дом дорог для каждого человека. Он воплощает гораздо больше, чем убежище от непогоды, влияния зла и пороков внешнего мира. В отчем доме мы чувствуем себя умиротворенно в любом возрасте. Там проходили детство и юность, постигались первые науки жизни. Благодаря родным мы учились быть добрыми, отзывчивыми и порядочными людьми. Русские писатели в большинстве своем не обходили […]...
- Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина Пушкин чрезвычайно высоко оценивал роль и характер деятельности поэта. Поэзия для него – искусство, высочайшее проявление творческого духа. Поэтому обязательным условием нормальной творческой деятельности была для него свобода творчества, независимость личности поэта. Взгляды его на роль поэта и особенности творческого процесса нашли свое выражение в целом ряде стихотворений: “Разговор книгопродавца с поэтом” , “Пророк” , […]...