Столкновение героя и случая в новелле Ги де Мопассана “Ожерелье”
Замечательная новелла Ги де Мопассана включена в программу 8-го класса по литературе под редакцией А. Г. Кутузова. Она, безусловно, заслуживает внимания и потому, что Мопассан был виртуозным новеллистом, и потому, что дает возможность затронуть тему судьбы и противостояния ей. Поскольку сам писатель был убежден, что все в жизни зависит от случая, целесообразно построить работу над произведением в форме расследования того, как случай изменил жизнь героев.
Случай – это бог.
(А. Франс)
Не человек властвует над случаем, но, напротив,
(Демосфен)
Два величайших тирана на земле: случай и время.
(И. Гердер)
Ход урока
Слово учителя. Сегодня мы с вами обращаемся к новелле французского писателя XIX века Ги де Мопассана “Ожерелье”. Анри Рене Альбер Ги де Мопассан (1850-1893) – писатель-реалист, автор стихов, драм, новелл, романов, в своих произведениях он стремился создать широкую картину человеческой жизни.
Художник был твердо убежден: все в жизни зависит от случая. Эта идея получила воплощение в его произведениях.
Новелла – эпический жанр, в переводе с итальянского термин обозначает “новость”.
Новеллам Мопассана присущи редкое единство формы и содержания, строгая соразмерность всех компонентов, увлекательное и сжатое повествование. Читая его произведения, трудно предвидеть финал, потому что автор сразу завладевает вниманием и ведет повествование с такой убежденностью в значительности происшествия, что у нас нет времени подумать, чем может закончиться история.
Работу над произведением можно построить по-разному, например:
1) дать задание на Дом прочитать текст целиком и подготовить ответы на ряд вопросов, предложенных заранее;
2) читать и анализировать новеллу на уроке, используя прием домысливания фабулы – предложить ребятам продолжить рассказ о том, что происходит с семьей Луазель после потери ожерелья. Какой бы путь разбора произведения ни избрал учитель, после обсуждения возможного варианта событий или после вступительного слова целесообразно перейти к аналитической беседе, предложив ученикам ряд вопросов и заданий.
Аналитическая беседа
– Вспомните, что такое композиция произведения. В чем особенность композиции новеллы “Ожерелье”?
(Композиция – построение произведения, расположение частей текста, состоит из сюжета и внесюжетных элементов: авторских отступлений, портрета, пейзажа, описания интерьера, писем и т. п.
Сюжет – система событий, элементы сюжета – экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка.
ВАЖНО! Учитель должен объяснить ученикам, что литературоведы по-разному толкуют понятия Сюжет И Фабула. Одни полагают, что Сюжетом Следует называть расположение событий произведения, как они произошли в описываемой Действительности, а Фабулой – расположение событий в самом произведении.
То есть фабула здесь – композиция сюжета. Другие литературоведы придерживаются противоположной, как в данном случае, точки зрения на толкование этих двух терминологических понятий.
Таким образом, важно понимать соотношение между сюжетом и фабулой, предварительно определив их значение, то есть приняв толкование той или иной группы ученых.
В композиции новеллы Мопассана сюжет включает в себя пространную экспозицию: описание образа жизни и чувств госпожи Луазель; в произведении нет портрета героини.)
– Обратимся к тексту, прочитаем первый абзац. Начало произведения – это сильная позиция, где содержатся самые важные сведения, по мнению автора. Что вы можете сказать о героине?
(В начале сообщается, что героиня – молода и очаровательна, она не занимает значительного места в жизни, принадлежит к чиновничьей среде, ее супруг – мелкий чиновник в министерстве образования.)
Нужно обратить внимание учеников на тот факт, что очень долго автор не называет имени героини, а употребляет местоимение Она. Это слово постоянно повторяется в первой части текста:
“и она приняла предложение мелкого чиновника…”;
“Она страдала непрестанно, так как чувствовала себя рожденной для изящной жизни, для самой утонченной роскоши”;
“Она страдала от бедности своего жилья…”;
“Когда она садилась обедать за круглый стол… она мечтала о тонких обедах…”;
“У нее не было ни туалетов, ни драгоценностей, ровно ничего. А она только это и любила, она чувствовала, что для этого создана”;
“Изредка она навещала богатую подругу…”;
“Целые дни напролет она плакала от горя, от жалости к себе, от тоски и отчаяния”.
Внимание читателя сосредоточивается на личности героини, так как автору важно было дать наиболее полное представление о ее жизни, желаниях, чувствах. Использование Мопассаном однообразной синтаксической конструкции с рядами однородных членов и постоянным повтором личного местоимения служит цели создать ощущение монотонной и однообразной жизни Матильды Луазель, в которой не было ни ярких моментов, ни значительных событий.
Учитель должен пояснить, что героиня – воплощение образа “маленького человека”, героя из среднего сословия, незначительного и незаметного существа, которое страдает, чувствует и переживает так же, как и герой яркий, значительный.
– Так ли несчастна героиня в начале повествования, как она считает?
– Найдите завязку сюжета, помните, что без этого события не было бы всех последующих.
(Завязка – сцена, в которой супруг героини приносит приглашение на бал.)
– Как реагирует на приглашение молодая женщина?
(Матильда совсем не обрадовалась этому, как ожидал ее муж. Ей досадно, что у нее нет подходящего одеяния, в котором она могла бы блеснуть на приеме.)
– Перечислите события, которые включает в себя развитие действия.
(Развитие действия включает в себя подготовку к балу, сам бал, потерю ожерелья и дальнейшие действия супругов: поиски ожерелья, покупку нового украшения, выплату долга, что повлекло резкое изменение их образа жизни.)
– Найдите описание бала. Чем он стал для героини?
(Бал стал праздником в жизни госпожи Луазель, но ее триумф был непродолжительным. “Госпожа Луазель имела большой успех… она была красивее всех”. Когда она вернулась домой, “для нее все было кончено”.)
– Какие этапы можно выделить в жизни героини?
(В произведении можно выделить три этапа жизни семейства Луазель: 1) жизнь до бала; 2) бал и потеря ожерелья – переломный момент в судьбе Матильды; 3) жизнь После бала.)
– Что резко изменило жизнь семьи Луазель?
(Случай – потеря ожерелья.)
– Найдите в тексте описание третьего этапа жизни героини.
(“Госпожа Луазель узнала страшную жизнь бедняков. Впрочем, она сразу же героически примирилась со своей судьбой. Нужно выплатить этот ужасный долг. И она его выплатит”.)
Учитель. Два последних предложения – слова самой Матильды и одновременно повествователя. Важно, что в этой страшной жизни героиня не плачет, как раньше, целыми днями.
– Чем теперь занят день госпожи Луазель?
(Она моет посуду, ломая ногти, стирает белье, выносит на улицу сор, таскает воду и т. п.)
– Как такая жизнь повлияла на Матильду?
(“Госпожа Луазель сильно постарела. Она стала шире в плечах, жестче, грубее…” Но она иногда “вспоминает тот бал…”)
– Что является кульминационным моментом новеллы?
(Встреча с госпожой Форестье и признание Матильды – это те события, которые являются самыми напряженными, так как героиня открывает свою тайну, по сути, обман и ждет реакции подруги. Нужно обязательно прочитать этот фрагмент на уроке.)
– Почему же героиня решилась заговорить с давней приятельницей?
(Ей очень захотелось рассказать, что она смогла выплатить долг, не случайно автор подчеркивает: “И она улыбнулась торжествующе и простодушно”. Она улыбается потому, что осознает собственную значимость, гордится тем, что смогла вынести тяжелый труд и десять лет мучений и лишений.)
– Найдите и прочитайте развязку.
(Развязка – это фраза госпожи Форестье о фальшивых бриллиантах.)
Учитель. Все произведение – это противопоставление разных этапов жизни героини. Важно, что говорит автор (а значит, так считает и сама Матильда) о героине в начале новеллы и в третьей части.
Когда она ощущает себя более несчастной?
Парадоксально, но до потери ожерелья Матильда постоянно страдает и плачет, хотя ее жизнь не так тяжела, а в горе и нищете она не ропщет и даже находит возможность гордиться собой. Именно в страданиях и горе проявляются лучшие качества госпожи Луазель: стойкость, терпение, мужество. Как внешне меняется облик героини, так меняется и ее характер, который закалился под влиянием внешних обстоятельств.
– В чем заключается конфликт произведения?
(Конфликт в новелле “Ожерелье” – столкновение человека с социально ограниченными возможностями, “маленького человека” с обстоятельствами.)
– Определите тему произведения.
(Новелла “Ожерелье” – это рассказ о том, как случай резко изменил жизнь героини, о плате семьи Луазель за удовольствия одного бала.)
Учитель. Это новелла о незаслуженных бедствиях, обрушившихся на хороших, честных людей. В произведении воплотилась не очень веселая концепция жизни писателя: человеческая жизнь полна разочарований, в ней мало радости, жизнью правит случай.
Автор умело использует возможности новеллы, чтобы убедить нас в этом: сюжет – убедительное сочетание случайностей; в больших объемах использована несобственно-прямая речь (автор “говорит” словами самой героини); развязка новеллы неожиданна.
В образах этого произведения Ги де Мопассан воплотил судьбу человека вообще, ведь на месте госпожи Луазель мог оказаться любой другой человек.
Можно назвать “Ожерелье” социально-философской новеллой, так как в ней изображается общечеловеческая ситуация и одновременно существование героев в определенных социальных условиях.
– Определим идею произведения. Попробуйте найти ее в тексте новеллы.
(Идея произведения звучит в словах героини: “Как изменчива и капризна жизнь! Как мало нужно для того, чтобы спасти или погубить человека”.)
Учитель. Госпожу Луазель можно даже высмеять, но автор не делает этого ( Почему? ), для него она – одна из бесчисленных жертв обстоятельств, случая, который, по мнению древнегреческого философа Демосфена, “правит миром”.
Далее обсуждаем с ребятами эпиграфы к уроку. Выясняем, соответствуют ли они тексту, помогают ли понять идею новеллы.
Думается, интересно было бы выслушать мнения ребят о том, почему свою новеллу писатель назвал именно “Ожерелье”. Обсуждение детских высказываний создаст стимул для развития навыка связной речи, формулировки собственного мнения и оценки точек зрения других.
В качестве Домашнего задания можно предложить учащимся составить рассказ (варианты – на выбор):
1) о том, как бы сложилась жизнь семьи Луазель, если бы ожерелье не было утеряно;
2) от лица господина Луазель обо всех событиях, изображенных в произведении.
От редакции. Интересным может быть аналитическое сопоставление на последующих уроках или в старших классах новеллы Ги де Мопассана и рассказа А. П. Чехова “Анна на шее”, в котором бал также становится поворотным моментом в жизни героини.