Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина “Евгении Онегин”

Многие страницы романа “Евгений Онегин” посвящены изображению столичного и провинциального дворянства – образу жизни, нравам и вкусам.
Поэт был противником домашнего образования. Поверхностное обучение (“чему-нибудь и как-нибудь”) становится началом поверхностного отношения молодых дворян к искусству (Онегин зевает в театре) и литературе (“Не мог он ямба от хорея… отличить”), причиной “тоскующей лени”, неспособности к труду.
Описывая образ жизни столичного “повесы” (утренняя прогулка на бульваре, обед

в модном ресторане, посещение театра и, наконец, поездка на бал), автор в своих отступлениях дает очерк светских нравов (“Причудницы большого света!”).
У автора вызывают презрение нравы, царящие в среде “светской черни”: распространенный в этой среде “хладнокровный разврат”, отношение к любви как к “науке”, показная добродетель и “модная спесь” светских дам:
Они, суровым поведеньем
Пугая робкую любовь,
Ее привлечь умели вновь…
В среде “светской черни” искажены и опошлены такие высокие понятия, как любовь и дружба. “Друзья” из числа светской черни лицемерны,
а подчас и опасны.
Незаурядные, духовно свободные, мыслящие натуры плохо вписываются в ограничительные рамки светской лжеморали:
…пылких душ неосторожность
Самолюбивую ничтожность
Иль оскорбляет, иль смешит…
Светская среда отвергает независимые умы и приветствует посредственность. “Общество” одобряет тех,
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
Л в тридцать выгодно женат…
Однако к числу столичных дворян относятся также представители старинной знати, в среде которых ценятся образованность и ум, благородство манер, строгий вкус, неприятие пошлого и вульгарного – словом, все то, что принято связывать с понятием аристократизма. Став княгиней, Татьяна “твердо в роль свою вошла”, стала подлинной аристократкой. Она научилась владеть собой, сдерживать свои чувства: “Как сильно ни была она / Удивлена, поражена…

В ней сохранился тот же тон…” Повествуя о вечерах в доме князя N. Пушкин воссоздает особую атмосферу этих светских раутов, на которых присутствовал “цвет столицы”. Автор любуется “порядком стройным олигархических бесед”, описывает непринужденную беседу гостей, в которой нет “глупого жеманства”, пошлых тем или “вечных истин”.
Столичное дворянство – это среда, в которой много лет вращался Онегин. Здесь формировался его характер, отсюда он вынес жизненные привычки, надолго определившие его судьбу.
Поместное дворянство представлено в романе, прежде всего семьей Лариных, а также соседями Онегина (которых он избегал, опасаясь разговоров “о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне”). На примере семьи Лариных автор рассказывает о быте поместных дворян, о круге их чтения, вкусах и привычках. Ларина-старшая вышла замуж против своей воли, по настоянию родителей.

Вначале она “рвалась и плакала”, оказавшись в деревне; верная девическим привычкам, она носила узкий корсет, писала чувствительные стихи, называла служанок на французский лад, но позднее привыкла к своей новой жизни и освоилась в роли хозяйки. Как многие провинциальные помещицы, Ларина “самодержавно” управляла своим супругом и деятельно занималась хозяйством:
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы…
Патриархальный уклад жизни сближает помещиков с простым народом. Татьяна умывается снегом, как крестьянские девушки. Самый близкий человек для нее – няня, простая крестьянка.

Супруги Ларины соблюдают посты и празднуют масленицу, любят “круглые качели”, хоровод и подблюдные песни. Их дом всегда открыт для гостей. Если Онегин, живя в Петербурге, питался исключительно блюдами французской или английской кухни, то в семье Лариных принята традиционная русская еда. Онегин по нескольку часов проводил перед зеркалом.

Ларин “в халате ел и пил”, его жена носила шлафрок и чепец. Описывая смерть Ларина, автор пишет не без иронии: “Он умер в час перед обедом…”, подчеркивая характерную особенность поместной жизни: время всех событий (даже смерти) отсчитывают от времени еды. “Привычки милой старины” сохранились в семье Лариных, и после смерти отца. Ларина-старшая осталась такой же радушной хозяйкой.
Однако жизнь в провинции имеет и свои отрицательные стороны. Прежде всего, это оторванность от мира, культурное отставание от жизни столиц. На именины Татьяны автор приводит весь “цвет” провинциального дворянства – пустяковых, буяновых, скотининых, петушковых…

Пушкин не случайно использует здесь “определяющие” фамилии, которые напоминают об угасшей литературной традиции XVIII века: на “пир огромный” явились персонажи минувшего века.
Описывая в своем романе дворянское сословие, Пушкин избегает однозначных оценок. Уездная глубинка, как и столичный свет, пронизана противоречивыми влияниями прошлого и настоящего, отражает светлые и темные стороны жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина “Евгении Онегин”