Стихотворения “Узник” А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
1. Творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
2. Своеобразие стихотворений “Узник” каждого из поэтов.
3. Сходство и различие стихотворений.
А. С. Пушкина по праву считают “солнцем русской поэзии”, его творчество так многогранно и богато разнообразными оттенками, как только может быть богато творчество истинного гения. М. Ю. Лермонтова очень часто называют последователем Пушкина, многие исследователи и просто поклонники его дарования утверждают, что если бы он прожил дольше, его творения могли бы затмить творчество Пушкина.
Оно написано от лица орла – гордой, свободолюбивой птицы, символа бесстрашия и героизма. Именно такой образ, заключенный в “темницу” вызывает наибольшее сочувствие. Орлу как никакой другой птице трудно примириться с заточением. Первые строки говорят нам о его судьбе:
Сижу за решеткой в темнице сырой
Вскормленный в неволе
Мы понимаем, что орел не знал иной жизни, его посадили за решетку еще птенцом. Однако в глубинах его памяти всегда существует тоска по воле. Возможно о том, что существует иная, привольная жизнь, поведал другой орел:
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
Пушкинский узник не только прозябает в неволе, что само по себе тяжело, он еще и вынужден наблюдать, как:
Клюет и бросает и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Вольная птица сопереживает узнику, сочувствует, призывает покинуть свою темницу:
Зовет меня взглядом криком своим
И вымолвить хочет: “Давай улетим”.
Чтобы у невольника не осталось сомнений, свободный орел добавляет:
Мы – вольные птицы. Пора, брат, пора!
Далее собрат орла рисует ему картины, которых несчастный узник никогда не видел. Он зовет товарища в те места, где бывал сам:
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда где синеют морские края,
Туда, где бываем лишь ветер, да я.
Мы можем только догадываться, что творится в душе у пленника после таких рассказов. Вряд ли он сможет покинуть свою темницу и устремиться в те прекрасные дали, о которых ему поведал “грустный товарищ”. Скорее ему предстоит сделать жестокий выбор между продолжением такого жалкого существования в неволе или смертью.
Автор предоставляет читателям самим додумать финал этой печальной истории. И хоть мы не слышим жалоб узника, но представляем, что творится у него в душе.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Узник” также повествует о томящемся в неволе лирическом герое. Однако сразу хочется сказать, что в нем нет того щемящего трагизма, который пронизывает пушкинское произведение. Стихотворение начинается с призыва:
Отворите мне темницу!
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня!
Далее узник делится своими мечтами о свободе:
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь как ветер улечу! –
Герой не выглядит сломленным или подавленным. Напротив, в его душе живы воспоминания о вольной жизни, он способен мысленно перенестись за мрачные стены темницы, воскресить в памяти светлые и радостные картины. Однако герой отдает себе отчет, что в данный момент вольная жизнь для него под запретом:
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком.
Черноокая далеко, –
В пышном тереме своем.
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, на воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив.
Герой осознает, что его мечты несбыточны. Заточенному в темницу узнику остается только вспоминать о светлых и радостных минутах свободной жизни. Конечно, он вызывает в читателе сочувствие, но вместе с тем мы понимаем, что скорее всего герой стихотворения несет заслуженное наказание. Возможно, он совершил преступление.
Почему-то кажется, что он вполне мог оказаться разбойником, слишком много удали в его словах. А, возможно, узник был военным человеком и теперь томится в плену. Но и в этом случае подобное стечение обстоятельств можно было предполагать и ожидать.
Финал стихотворения трагичен. Герой понимает, что для него нет выхода из мрачных стен темницы:
Одинок я, нет отрады!
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем.
Только слышно, за стенами
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
Я считаю, что каждое из проанализированных стихотворений является шедевром поэтического творчества. И Пушкину, и Лермонтову удалось гениально изобразить тоску свободолюбивой души, заключенной в неволю. И каждое стихотворение красиво, насыщено разными художественными средствами.
Пушкин и Лермонтов – это два истинных гения. И каждый силой своего безграничного таланта сумел воплотить одну и туже идею, создав два самобытных произведения.