Стихотворения сборников Ахматовой о Родине

К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Тема Родины стала одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судьбу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе.

Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой. Стихотворения первых сборников Ахматовой – “Вечера” и “Четок” – написаны в основном на любовную тему. В этих сборниках нет стихов о Родине.

Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в сборнике “Белая стая”.

Сборник “Белая стая” был опубликован в 1917 году, в него вошли стихотворения, написанные в 1912-1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. В это время многое меняется и в жизни самой Ахматовой: Гумилев уходит на фронт, Ахматова болеет туберкулезом, Ахматова встречает Б. Анрепа. Перелом в жизни Ахматовой и в жизни страны приводит к существенным изменениям в творчестве поэта.

Ахматова уже не может писать стихи только на узко любовную тему. В “Белой стае” появляется тема Родины. Ахматова воспринимает первую мировую войну как страшную национальную трагедию. “И ранней смерти так ужасен вид, что не могу на Божий мир глядеть я”, – пишет она в стихотворении “Майский снег”.

Стихи “Белой стаи” строгие и философские, в них ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие страшных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она выражала отношение к России в своих стихах (“Думали: нищие мы…”).

В “Белой стае” возникает тепло жертвенной любви к Родине. Острую боль переживания за судьбу России мы видим в стихотворении “Молитва”. Ахматова готова на все ради России, она готова принести в жертву себя, свой “песенный дар”, близких, друзей, даже ребенка, только бы “туча над темной Россией стала облаком в славе лучей”.

С изменением в тематике стихов меняется и общая стилистика ахматовского слога: стиль Ахматовой становится очень строгим, аскетичным.

В “Белой стае” начинает проявляться национальное самосознание Ахматовой. Теперь Ахматова ощущает свою оторванность от жизни народа. В этом сборнике проявляется стремление поэта слиться с народом:

Лучше б мне частушки задорно выкликать, А тебе на хриплой гармонике играть. И ходить на кладбище в поминальный день И смотреть на белую Божию сирень.

Ахматова знает, что “где-то есть простая жизнь и свет, прозрачный, теплый и веселый…”, но она пока не может отказаться от своей жизни, она еще не готова жить одной жизнью с народом:

Но ни на что не променяем пышный Гранитный город славы и беды, Широких рек синеющие льды, Бессолнечные мрачные сады И голос Музы еле слышный.

Следующий сборник “Подорожник” выходит в 1921 году. Он создается в трагические для России годы. Особенность стихотворений этого сборника заключается в том, что все исторические события: война и революция – осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане. Поэты и писатели XX века либо принимали революцию и воспевали ее, либо уезжали в эмиграцию, Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь.

Стихотворения “Петроград”, “Не с теми я, кто…”, “Мне голос был”..” далеки от принятия революции, но они также далеки от политической ненависти. Гражданские стихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны с проблемой нравственного и жизненного выбора.

Стихотворение “Ты отступник…” адресовано конкретному человеку, в основе стихотворения конкретная ситуация из личной жизни Ахматовой. Оно связано с эмиграцией Б. Анрепа. В стихотворении звучит горький упрек человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну.

Судьба героини стихотворения сливается с судьбой России. Примечательно, что для Ахматовой теперь Россия связана с народом, народными традициями, православием:

Ты – отступник: за остров зеленый Отдал, отдал родную страну, Наши песни, и наши иконы, И над озером тихим сосну.

Стихотворение “Мне голос был…” уже менее конкретное. Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или “глас свыше” (или считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о, библейской теме “исхода” праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-эмигрантов Ахматовой.

Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:

Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не оскорбился (у Ахматовой – “не осквернился”) скорбный дух…

Стихотворение “Петроград” продолжает эту же тему:

Никто нам не хотел помочь За то, что, город свой любя, А не крылатую свободу, Мы сохранили для себя, Его дворцы, огонь и воду.

В стихотворении появляется местоимение “мы”. Ахматова чувствует связь со всеми патриотами, оставшимися на Родине, она уже не одинока. В “Аппо Болит” появляется неожиданная радость, среди несчастий, горя, смертей Ахматова все-таки видит свет и успокаивается, со смирением принимает она все, что происходит с Россией:

Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькает крыло, Все голодной тоской изглодано, Отчего же нам стало светло?

Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме “Реквием”, посвященной страданиям всего репрессированного народа. В поэме можно выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе героини – арест сына.

Но голос автора сливается с голосом тысяч российских женщин – сестер, жен, вдов репрессированных – это второй план рассмотрения личной ситуации. Ахматова говорит от лица своих “невольных подруг”. Ахматова обращается к кровавым страницам истории России со времен стрелецкого бунта. План повествования соотносится с историей России.

Евангельский сюжет “Распятие” расширяет рамки “Реквиема” до общечеловеческого масштаба.

“Реквием” – это не только самое личное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой. “Реквием” – это истинно народное произведение и по форме (Ахматова использует фольклорные элементы), и по содержанию: в нем говорится о трагедии и скорби всего русского народа. В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь как часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают душевный настрой сражающейся России.

Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения наполнены патриотической взволнованностью за судьбу России. В цикл “Ветер войны” входят стихотворения, пронизанные как утверждением силы, воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат.

Характерно, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение “мы”. Стихотворения, посвященные войне, свидетельствуют о торжестве народного начала. Ахматова чувствует, что вся страна – это и Родина.

В своих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу.

Стихотворение “Родная земля” звучит заключительным аккордом в теме Родины. В нем представлены разные значения слова “земля”. Это и грунт (“грязь на калошах”), и пыль (“хруст на зубах”), и нравственная почва, и первоматерия (“ложимся в нее и становимся ею”).

В позднем творчестве Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится.

Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой претерпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины менялось в поэзии Ахматовой. Сначала Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург.

В годы великих испытаний и народных бедствий, в период репрессий Сталина и в период Великой Отечественной войны Ахматова сливается с русским народом, ощущает себя его частью, считая своей Родиной всю страну. К концу жизни Ахматова приходит к осознанию Родины как просто русской земли. В течение всей своей жизни Ахматова не перестает переживать, страдать за Россию.

Она с христианским смирением принимает все, что происходит с Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на Родине.

Свое сочинение хочу закончить словами самой А. Ахматовой:

“Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны.

Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”.



Стихотворения сборников Ахматовой о Родине